.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Анатомия печатной рекламы

Любая печатная реклама состоит из целого ряда элементов (мы не будем рассматривать чисто текстовую рубричную и строчную рекламу). Наиболее часто встречающиеся это: заголовок, подзаголовок, описание (другое название — бирка), основной текст, слоган, иллюстрация, логотип. Возможны и другие элементы, которые встречаются реже. Давайте разберемся who is who в структуре печатной рекламы.


Пример печатной рекламы.
1. Заголовок. 2. Иллюстрация. 3. Описание (бирка). 4. Основной текст.

Заголовок. Это слова, набранные крупным кеглем и располагающиеся в таком месте рекламного модуля, чтобы сразу бросаться в глаза. Очень часто роль заголовка выполняет слоган.
Обычно заголовок бывает достаточно краткий для того, чтобы восприниматься с первого взгляда и достаточно емкий, чтобы донести до читателя основную мысль данной рекламы. Лучше всего читаются сообщения объемом не более 6-8 слов.

Текст, цвет, размер и гарнитура шрифта заголовка подбираются таким образом, чтобы заинтересовать целевую аудиторию, привлечь внимание остальных читателей, перенаправить внимание читателя на основной текст, удивить или пообещать что-либо. Обычная практика состоит в том, что в заголовках сообщается о новинках или полезностях рекламируемого товара (услуги); вопрос, подразумевающий ответ в основном тексте рекламы ("Как пройти в ТехМаркет?"); команда, подсознательно провоцирующая дальнейшее чтение ("Остановись. Прочти!"); провокация ("Зимы больше не будет") и т.д.

Подзаголовок. Очень важный элемент в том случае, если рекламный текст довольно большой. При диагональном чтении хорошо структурированного текста человек всегда опирается на подзаголовки в поиске информации.
Оформляются подзаголовки обычно чуть более крупным кеглем чем основной текст (но не большим, чем описание. См. ниже), гарнитурой шрифта отличной от основного текста, насыщенностью и цветом.

Описание (бирка). Это небольшая часть текста, более полно раскрывающая смысл заголовка. Например, заголовок — "А все-таки он плоский!", описание — "Из истории человеческих заблуждений: Земля — плоская, мониторы выпуклые. Джордано Бруно оспорил первое заблуждение, ViewSonic сделал остальное".
Описание можно располагать в любом месте рекламного модуля. Обычно это определяется общим стилем дизайна. Набирается же, как правило, кеглем большим, чем подзаголовок и меньшим чем заголовок. Выделяется насыщенностью шрифта или цветовым контрастом.

Основной текст. Полностью раскрывает смысл рекламы, от чего порой бывает довольно объемным. Здесь тоже есть своя специфика, — согласитесь, что во время езды в машине довольно сложно прочитать много относительно мелкого текста на придорожном рекламном щите. А вот в журнале, при размере рекламного модуля в 1/4 или 1/3, уже можно разместить целый "роман" о пользе и необходимости той или иной услуги (товара).
Весь основной текст набирается одной гарнитурой шрифта (наиболее простой и удобочитаемой), одного размера (более мелкого, чем заголовок и описание). Если текст достаточно большой по объему, то необходимо разбить его на несколько осмысленных абзацев, вставить подзаголовки, — т.е. максимально структурировать для облегчения процесса чтения. Можно также, для того чтобы разнообразить рисунок текстового блока, выделить жирным ключевые слова и фразы.
Важно! Не забывайте в тексте приводить свои координаты и способы связи.

Иллюстрация. Довольно важная, но все же второстепенная часть печатной рекламы. В качестве иллюстраций используются рисунки и фотографии. Можно много спорить о предпочтительности того или другого — в рисунке возможна непревзойденная гиперболизация образов, а постановочная или репортажная фотография отличается реальностью персонажей. На мой взгляд все определяется замыслом и целесообразностью. Надо только помнить, что подписи к иллюстрациям читаются в два раза чаще чем сами тексты, запоминаемость цветной фотографии в два раза выше чем черно-белой, иллюстрации не надо перегружать излишними деталями, а известные персонажи вызывают больше доверия к рекламе.

Итак, мы с вами разобрались с основными частями из которых состоит печатная реклама. Рассказывать дизайнерам (надеюсь, что они читают эту статью) о композиции неблагодарное дело — каждый из них считает себя докой в этом деле. Но все же не могу не высказать некоторые рекомендации.
Психология человека так устроена, что, глядя на рекламу, он сначала смотрит на картинку, потом читает заголовок и лишь после этого читает основной текст. В соответствии с вышесказанным и надо делить рекламную площадь между всеми основными элементами. Один из популярных рецептов выглядит так: 60-70% - площадь иллюстрации; 10-15% - площадь заголовка; 20% - площадь основного текста; 5-10% - площадь логотипа. Разумеется, что совсем необязательно сидеть с калькулятором и делить рекламный модуль на нужные части. Как правило, все это определяется приблизительно, "на глазок".

Также надо отметить, что композиции с использованием абсолютной симметрии, подчеркивают стабильность, достоинство и консерватизм образа.
Равновесие, достигаемое размещением элементов различных форм и размеров, цветовой интенсивности и затенения (т.н. неформальное равновесие) делает рекламу интереснее и эмоционально насыщеннее.

Цветная реклама привлекает вдвое больше интереса, нежели черно-белая. И здесь есть несколько неявных особенностей. Я имею в виду ассоциации и психологическое воздействие того или иного цвета. Так, в Америке не любят черный цвет — он ассоциируется со сложностями и чрезвычайными ситуациями, а вот белый является символом чистоты, голубой — верности, зеленый — надежды, желтый — процветания, красный ассоциируется с любовью.

Вы делаете рекламу рассчитанную на дальнее зарубежье? Тогда еще несколько слов о цветовых ассоциациях:
в Норвегии популярны светлые цвета;
в Голландии — оранжевый и голубой;
в Пакистане — изумрудно-зеленый;
в Австрии — зеленый и его оттенки;
в Болгарии — темно-зеленый и коричневый;
в Китае — красный и черный;
в Индии — белый, красный и синий.

И даже здесь не все так просто. Надо знать где не стоит использовать "отрицательные цвета". Например, белый — траурный цвет в Китае, а в Гонконге он синий, на арабском Востоке — кирпично-красный.
Вы спрашиваете, какие цвета и с чем ассоциируются на просторах России? Это совсем просто. Оглянитесь вокруг, — первое, что приходит в голову — золото ассоциируется с высоким качеством продукции (сигареты, этикетки спиртных напитков, коробки с кондитерскими изделиями). Крепость сигарет уже давно ассоциируется с определенными цветами. Красный — крепкие, голубой и белый — легкие, зеленый — с ментолом.
А вот так расположились другие цвета:
Черный. Сложность, высокая технологичность, высокая стоимость. Используется в рекламе бытовой техники, средств связи и пр.
Коричневый. Земля, зрелость, тепло, комфорт, мужественность. Используется в рекламе парфюмерии, мебели, шоколада и др., например, традиционно в рекламе кофе.
Красный. Жара, побуждение к действию. Где используется? Вы еще застали первомайские демонстрации? А материалы съездов читали?
Оранжевый. Осень, съедобность, приподнятое настроение. Очень часто применяется в рекламе субпродуктов (растворимые супы "Maggi", китайская вермишель и т.д.)
Зеленый. Здоровье, свежесть. Используется в рекламе стиральных порошков, зубных паст; один из фирменных цветов в рекламе парфюмерии.
Голубой. Холод, лед, спокойствие. Также используется в рекламе зубных паст, стиральных порошков, кондиционеров и вообще везде, где надо создать подсознательное ощущение свежести и прохлады.

Разумеется все приведенные выше примеры — не догма. Из любого правила бывают приятные исключения.
Можно было бы еще писать и писать о воздействии цветов на человека и друг на друга, но это довольно большая тема. Пожалуй стоит на этом остановиться и подвести итог всему вышесказанному.

Реклама вообще, и печатная в частности, — как известно, "двигатель торговли". Суть ее лежит на поверхности — передать информацию о товарах и услугах в наиболее привлекательном виде. А как лучше это сделать, каждому дизайнеру предстоит решать самостоятельно. Сейчас продается очень много различных каталогов с лучшими образцами рекламной продукции в России и за рубежом. Не стоит упускать такую возможность, а, как говорил один из персонажей российской истории, надо "учиться, учиться и еще раз..."

Список использованной литературы:

  1. Огилви Д. Тайны рекламного двора. Советы старого рекламиста. 1996
  2. Яцюк. О, Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. 2001

КомпьюАрт 6'2001

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама