.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Обзор авторских техник получения оттиска. Часть 11

Фотохимические способы получения печатной формы

Сразу оговоримся, что фотохимичес­кие способы подразумевают получение изображения не только с фотопленок или фотопластин, но и с прозрачных пластиковых пленок с рисунком, нанесенным на них красками, тушью, пастелью и т.п. самим художником.

Все способы получения печатной формы с помощью фотохимических процессов схожи по принципу получения рельефа. Так же как в фотолитографии, фотоцинкографии и фотоальграфии, сначала на основу (стеклянную или металлическую пластину, плотную бумагу или картон) наносится желатиновый, клеевой (столярный клей), альбуминовый, гуммиарабиковый или асфальтовый слой, который подвергается экспонированию (засвечиванию) через негатив или позитив и промывается водой (асфальт промывается скипидаром или бензином). Те части, которые подверглись воздействию света, становятся нерастворимыми, прочие же смываются водой. Учитывая, что клеевая пленка с двухромовокислыми солями приобретает качество разбухать в воде в тех местах, которые подверглись воздействию света, — то, что осталось на пластине, имеет небольшой, но явный рельеф. При этом желатин и другие клеящие вещества в соединении с двухромовыми солями приобретают свойства литографского камня, то есть если получившуюся матрицу облить водой и закатать литографской краской, то краска ляжет только в местах, которые подверглись воздействию света.

Таким образом, эту пластину можно сразу закатывать литографской краской и делать небольшое количество оттисков. Можно оттиснуть получившийся рисунок на литографский камень и обрабатывать его далее обычными для литографии способами. В случае применения металлических пластин после закатки поверхности литографской краской ее можно припудрить сверху мелким порошком канифоли и травить обычными для офорта способами. Можно также покрыть довольно непрочную поверхность получившейся фотоматрицы токопроводящим слоем, например графитовым, и сделать с нее металлическую матрицу гальваническим способом.

По возможности рекомендуется во всех приведенных далее техниках заменять при печати оттисков литографскую краску на фототипную.

Флексография

Несмотря на то что флексография используется для коммерческого тиражирования, художники успешно применяют данную технологию в своих работах.

Фотополимерная пластина засвечивается кварцевым источником света или УФ-излучения через прозрачную пленку с изображением (негатив или позитив). На рынке сейчас можно найти специальные экспонирующие камеры со встроенным источником света размером не больше кейса. После экспонирования форма промывается, закатывается краской и прокатывается в пробопечатном станке для получения оттиска.

Приготовить самостоятельно фотополимерную пластину довольно сложно. Отметим, что в простейшем случае можно использовать для создания формы альбуминовый состав, как в фотолитографии. Однако качество печати мелких элементов рисунка с такой формы будет невысоким.

Отметим, что в настоящее время описанные ниже способы применяются в основном энтузиастами­фотохудожниками. Сейчас все коллоиды (альбумин, желатин, декстрин, столярный клей и пр.), входящие в состав приводимых рецептов, гораздо проще заменить водовымывными фотополимерами. Это совсем недорого и обеспечивает более предсказуемый результат. Водовымывные фотополимеры используются очень широко — от изготовления печатей и штампов до форм флексографской печати.

Для всех фотополимеров существуют специальные рекомендации по применению.

Например, жидкие фотополимеры используются следующим образом. Берется негативное или позитивное черно­белое изображение на прозрачной основе (фотопленка, фотопластина, прозрачная пластиковая пленка с рисунком, нанесенным тушью, краской и т.п.) и укладывается на прозрачный (стеклянный) столик экспонирующего устройства. По периметру прозрачного оригинала создается бортик (бордюрной лентой или из подручных средств) высотой 3-5 мм, в образовавшуюся «форму» заливается жидкий фотополимер и накрывается прозрачной пленкой для отделения от стекол экспонирующей камеры. Композицию вкладывают в копировальную кассету (два полированных стекла с пластиковыми ограничителями по углам, сходными по высоте с толщиной бордюра), зажимают стекла и помещают в экспонирующую камеру читаемой стороной вверх (прозрачной пленкой вверх, негативом вниз). Выставляют время засветки.

По истечении времени засветки копировальную кассету переворачивают обратной стороной, после засветки которой разбирают форму и осторожно снимают негатив, чтобы не оторвать печатающие элементы от подложки. Не затвердевший в результате засвечивания фотополимер смывается при помощи щетки средней жесткости и моющего средства в проточной теплой воде. Хорошо промытое клише помещается в ванночку с водой и ставится в камеру на 7-10 минут для окончательной засветки, которая придает печатной форме более высокие прочностные свойства (процесс дубления). Далее форму извлекают из ванночки и подвергают визуальному контролю качества печатающих элементов, вырезают, наклеивают на твердую основу и делают оттиск.

Асфальтовая фотоцинкография (гелиогравюра)

Пожалуй, это самая старая фототехника. Еще в 1826 году изобретатель фотографии Жозеф Ньепс сделал первую фотокопию с гравюры, которую так и назвал — гелиогравюра.

Ньепсу пришла в голову идея: наносить штрихи на офорт, не процарапывая лак, а воздействуя на его поверхность светом. Ньепс знал, что асфальт бледнеет на свету и теряет свою растворимость в керосине. Порошкообразный асфальт он растворял в лавандовом масле. И этим раствором с помощью тампонов из тонкой кожи натирал различные подложки: стекло, цинковые, медные, серебряные пластинки, литографский камень. Асфальт — вещество, мало чувствительное к свету. Поэтому вначале Ньепс экспериментировал с ним без камеры-обскуры.

А. Гарднер. Батарея номер 4, около Йорктауна, Вирджиния. Гелиогравюра. 1862 г.
А. Гарднер. Батарея номер 4, около Йорктауна, Вирджиния. Гелиогравюра. 1862 г.

Он покрыл стеклянную пластинку тонким слоем асфальтового раствора, после сушки скопировал на нее путем прямых солнечных лучей гравюру, бумажную подложку которой промаслил, чтобы она была более прозрачной для света. После этого Ньепс положил пластинку в блюдце со смесью лавандового масла и керосина, которая растворяла асфальт в местах, защищаемых от воздействия света линиями гравюры. После промывания водой и сушки на пластинке осталось слегка коричневое изображение гравюры.

Сейчас эта технология практически не изменилась. Берется хорошо отполированный лист цинка, на который тонким слоем наносится насыщенный раствор асфальта в бензоле. Когда бензол испарится и асфальт затвердеет (это процесс должен происходить в полной темноте, иначе асфальт потеряет свои светочувствительные качества), пластину цинка, покрытую асфальтовым слоем, выставляют на свет вместе с плотно прижатым к ней стеклом или пленкой с негативным изображением.

Литография А. Орловского (1830 г.), воспроизведенная фототипией
Литография А. Орловского (1830 г.), воспроизведенная фототипией

После довольно долгой засветки — 8-12 часов (асфальт обладает слабой светочувствительностью) — пластину промывают в бензине или, чаще, в скипидаре, в результате чего места, не подвергшиеся засветке (темные в негативе), смываются. Поскольку асфальт черный, после растворения неинсолированных мест на цинке мы видим оставшийся рисунок, слегка возвышающийся над поверхностью пластины.

Далее следует процесс травления азотной кислотой или царской водкой, обычный для офорта. Поверхность асфальта рекомендуется накатывать слоем кислотостойкой литографской туши. Процесс травления выполняется в несколько этапов, на каждом из которых крепость травящего раствора повышают.

По окончании травления форма смывается, набивается краской и печатается на офортном станке.

Фототипия (альбертотипия)

Процесс фототипии основан на свойстве хромированного желатина, подвергнутого инсоляции (засветке), терять способность впитывать холодную воду, а следовательно, быть невосприимчивым к жирной краске в местах, где слой оказался незадубленным.

Матрица для печати изготавливается на плотной бумаге, картоне, стекле, пленке и других основах, не пропускающих с обратной стороны воду. Лучше в качестве основы использовать металл.

Лист стекла или металла с отшлифованными краями тщательно промывается в воде с примесью едкого натра, обмывается чистой водой и спиртом. Пластину можно очистить и обезжирить любым другим способом, например путем натирания основы смесью мела и питьевой соды. Чистота поверхности проверяется путем полива на нее воды, которая должна стекать равномерно и без подтеков.

Было установлено, что применение в фототипии основы с легкой матовой поверхностью придает пластине и матрице более мелкое зерно. Шлифовку поверхности можно, например, производить круговыми движениями тампона с тестообразной смесью наждачного порошка. Чем дольше пластина обрабатывается этой массой, тем мельче получится зерно, после этого основу надо промыть и высушить, облить соляной кислотой, смыть водой. После шлифовки следуют тщательная промывка и просушка.

Далее готовят раствор для подслоя, необходимого для лучшего сцепления основы с хромированным желатином, состоящий из 8 частей отстоявшегося взбитого яичного белка (он должен иметь щелочную реакцию), 10 частей дистиллированной воды и 4-5 частей жидкого растворимого стекла (силикатного клея). В некоторых источниках для лучшего сцепления с желатиновым слоем обезжиренную пластину предлагается обливать растворимым стеклом, часть которого вымывать водой, после чего часть раствора останется на стекле в виде зерна.

Приготовленный раствор пропускают через фильтровальную бумагу, предварительно размоченную в воде, избегая образования в растворе воздушных пузырьков. Раствор фильтруют дважды, причем последующее фильтрование идет гораздо быстрее.

Для подслоя можно сделать и раствор из 30 мл жидкого растворимого стекла, 250 мл светлого пива и 3 г едкого натра. Указанные растворы долго не хранятся и употребляются сразу после приготовления.

Раствор для подслоя поливают на основу, установленную строго горизонтально. Стеклянной палочкой в виде буквы «Г» разравнивают его на поверхности и сливают с угла образовавшийся избыток. Пластину с подслоем в горизонтальном положении сушат в течение 30 минут при температуре 30-35 °С.

Далее пластину промывают слабой струей воды комнатной температуры, при этом органические соединения из подслоя вымываются и остается своеобразный опаловый слой. Если жидкое стекло было слишком густым, то на пластине останется белый, непригодный для дальнейшей работы слой, требующий переделки.

Потом подготовленную основу с подслоем поливают смесью двух рабочих растворов из 80 весовых частей воды с 10 частями желатина и из 1 части бихромата калия с 20 частями воды. Растворы готовят и смешивают на водяной бане при температуре не более 40 °С.

Применение в растворе бихромата аммония заметно повысит светочувствительность слоя. Его лучше использовать при недостаточной освещенности.

При изготовлении пластин следует помнить, что на всех этапах работы надо бороться с образованием в растворах и полученном слое воздушных пузырьков, а также с попаданием пылинок, которые при печати будут воспроизведены черными точками.

Для печати лучше применять пластины, приготовленные заранее — от 2 до 10 дней.

Инсоляцию (засветку) желатинового слоя производят в фотографической рамке через сочный, чистый и насыщенный негатив.

Для копирования используют рассеянный дневной свет. Следует избегать прямого солнечного освещения. Если копирование ведется на солнце или при слишком ярком свете, рамку при печати прикрывают матовой полупрозрачной бумагой.

При печати края матрицы прикрывают рамкой из черной бумаги, чтобы они после засветки не принимали краску. Копирование ведется до появления на слое изображения: когда на слое уже становятся видны хотя бы светлые места изображения (небо, платье и т.д.), копирование прекращают.

Инсолированную матрицу тут же при неактиничном освещении (например, при свете свечи) промывают в воде температуры 20 °С в течение 2-3 часов до вымывания из слоя хромовой соли, которая будет в тенях слабо­желтая, а в светах — белая. После промывания рекомендуется облить форму 3%-ным раствором уксусной кислоты и через минуту тщательно промыть под проточной водой. Аккуратно промокая тампоном, снимают излишки влаги, сушат при температуре 20 °С и хранят до 10-12 и более дней.

Перед печатью краской, если мат­рица была сухая, ее предварительно размачивают в холодной воде в течение 15-20 минут, после чего матрицу обрабатывают тампоном, обильно смоченным в корешковом растворе, имеющем следующий состав:

  • глицерин — 500 частей по весу;
  • вода — 300 частей;
  • поваренная соль — 15 частей.

Этот процесс получил также название «травление корешка».

Если перед печатью матрица не подвергалась сушке, то упомянутыми растворами она напитывается в течение 30 минут. Если матрица высушивалась, то после размачивания в воде ее держат не менее 2 часов в корешковом растворе.

Чем дальше ведется пропитка матрицы, тем более контрастными должны получиться отпечатки с нее на бумаге.

Накатка на матрицу слоя краски и последующая печать на бумагу производятся после удаления с матрицы излишков корешкового раствора.

При печати литографской краской используется валик с поверхностью из отшлифованной гладкой кожи — для растирания краски на плите, а также литой желатиново-эмульсионный валик — для нанесения краски на матрицу. Вначале литографскую краску распускают до густоты коровьего масла и кожаным валиком раскатывают ее на плите до матового глянца (чтобы валик при движении по ней не приставал к красочному слою).

На середину матрицы наносят немного 10%-ного раствора глицерина и пальцем распределяют его по всей поверхности.

Как и в литографии, набрав желатиновым валиком краску, растертую на плите, ее медленным, с нажимом, безостановочным движением валика переносят на матрицу сплошным слоем. Валик очищают и быстрым, легким движением чистого валика снимают с матрицы накатанную краску, выявляя полутона и тени. При накатке краски во избежание образования на изображении черных, не поддающихся исправлению линий не следует останавливать валик на матрице.

Для печати рекомендуется применять мелованную и глянцевую бумагу.

На форму с выявленным красочным изображением при необходимости накладывается маска (рамка), изготовленная из вощеной бумаги, затем лист бумаги, который слегка притирается к матрице ладонью. Всё это помещается под мат из не очень плотной резины и под небольшой пресс на 2-3 минуты, после чего бумага с красочным изображением за край осторожно снимается с формы. Применение при печати мягких подушек обеспечивает плотный контакт бумаги с формой.

После изготовления с матрицы 15-20 отпечатков слой напитывается глицерином с гипосульфитом и печать продолжается. Перед пропиткой слоя краска с него осторожно снимается тампоном, смоченным в керосине или скипидаре.

Резинотипия (каучуковое печатание)

В данном способе печати применяются раствор каучука в бензине, нанесенный тонким слоем на различные подложки (бумагу, картон, стекло и т.д.). В основу процесса положено свойство каучука под действием света изменять липкость слоя и тем самым в большей или меньшей степени принимать краску.

При свете свечи насыщенный раствор каучука (в бензоле или бензине) наносится на основу и высушивается в темноте при комнатной температуре. После полного высыхания на очувствленную пластину накладывается позитив и экспонируется при солнечном освещении. Время экспонирования надо подбирать экспериментальным путем.

Дорис Улманн. Поэма. Резинотипия. 1919 г.
Дорис Улманн. Поэма. Резинотипия. 1919 г.

Далее пластина помещается в коробку с бортиком и обсыпается сухим пигментом, смешанным с очень мелким просеянным песком. Проявление ведется равномерным покачиванием коробки из стороны в сторону и распределением по слою порошковой смеси.

Усиление отдельных участков изображения производят с помощью паров скипидара. Для этого надо в коробку с пластиной положить губку, пропитанную скипидаром (но не на саму пластину!), и закрыть крышку. Спустя 10 минут коробка открывается, оттуда достается смоченная скипидаром губка, насыпается пигмент и процесс проявления продолжается.

Если на проявленную таким образом пластину наложить лист влажной бумаги и притиснуть его, то сухой пигмент, смешиваясь с влагой бумаги, образует отпечаток с акварельным эффектом.

Печать с такой формы литографскими красками тоже может дать интересные результаты.

Вюдбюротипия

На основу наносят 4%-ный раствор желатина. Слой высушивают, очувствляют 5%-ным раствором бихромата калия либо аммония и вновь высушивают в темноте. Экспонируют через негатив и тщательно промывают в холодной воде до исчезновения желтой окраски.

Готовое изображение покрывают раствором желатина с квасцами, примесью порошка угля либо иных красящих веществ. Под давлением лист прикатать желатиновым слоем к той бумаге, на которой будет конечное изображение. Желатин вместе с красящими веществами пристанет к бумаге лишь теми местами, на которые подействовал свет.

Гидротипия

Хорошо промытый и обезжиренный лист стекла покрывают раствором жидкого стекла и сразу же протирают его чистой тряпкой. Стекло на строго горизонтальной поверхности обливается раствором, приготовленным на водяной бане из расчета: 90 г желатина (предварительно для разбухания замачивают в воде), 10 мл глицерина и 100 мл воды. Застывший слой очувствляют в 3%-ном растворе бихромата аммония в течение 3 минут и быстро высушивают в темноте.

Экспонирование светом ведут через диапозитив до выяснения на слое всех деталей в светах и тенях. Слой тщательно промывается в холодной воде до удаления хромовой соли и просушивается.

Фред Холланд. Христос в терновом венце. Гидротипия. 1898 г.
Фред Холланд. Христос в терновом венце. Гидротипия. 1898 г.

Проявление проводят, погрузив пластину в красящий раствор гидротипной (анилиновой) краски, и печатают на слегка увлажненной бумаге.

С использованием описанного способа печатались оттиски в один, два и более тонов, а также цветные изображения с трех матриц аддитивным способом.

Фоторельеф

На очищенную обезжиренную металлическую пластину наносят слой раствора (50-60 °С) из желатина (30 г), воды (100 мл) и глицерина (5 мл), не содержащий пены и воздушных пузырьков. Для удержания раствора желатина на пластине ее края смазывают жиром.

Просушенный слой очувствляют в течение 15 минут в растворе 60 г бихромата аммония на 1 л воды с добавкой к раствору аммиака до придания раствору соломенного цвета и высушивают его в темноте.

Экспонируют пластину через негатив в течение 10-30 минут на солнце или при лампе накаливания до появления на слое коричневого рисунка.

Пластину проявляют, нагревая оборотную сторону огнем горелки. Желатин при нагревании в светлых местах съеживается, а в темных местах и полутенях становится выпуклым. Полученный рельеф очень точен.

С такой пластины можно делать оттиск в офортном станке.

Желатинография и фотоофорт

Пластину покрывают 8%-ным раствором желатина, высушивают его и очувствляют в течение 4 минут 5%-ным раствором бихромата калия, высушивают в темноте.

Слой инсолируют под позитивом на солнце в течение 5-10 минут либо устанавливают время экспозиции опытным путем (обычно не более 15-20 минут). Хорошо промывают до удаления бихромата и появления на бумаге рельефа.

На рельеф наносят кистью насыщенный раствор краски, например метиленового фиолетового или другой с прибавкой нескольких капель смеси глицерина либо сахарного сиропа для повышения липкости слоя.

Фильтровальной бумагой снимают с матрицы избыток краски, которая останется только там, где на слой подействовал свет.

Печать на бумагу производят так же, как в фототипии. На этом же принципе основаны известные масляный и бромомасляный процессы.

Для получения фотоофорта изображение с матрицы, обработанной масляной краской, переносят на покрытую офортным лаком металлическую пластину. В результате на грунте образуются подтравленные (открытые) участки от масла, содержащегося в краске. Далее следует выполнить травление металла по известной технологии.

Возможно, здесь придется поэкспериментировать с различными грунтами.

Гуммиарабиковый рельеф

Основу равномерно покрывают слоем следующего раствора:

  • вода — 100 мл;
  • гуммиарабик — 25 г;
  • бихромат калия — 7 г.

Гуммиарабиковый раствор наносят до тех пор, пока слой не станет сухим и не начнет оказывать некоторое сопротивление движению кисти. Главное при нанесении слоя гуммиарабика — работать быстро, не давая слою загустеть.

Работа ведется при искусственном неярком освещении. После этого пластину высушивают в темном помещении. Покрытая гуммиарабиком форма больше трех дней не хранится.

Просушивают пластину в темноте и копируют через негатив 5-10 минут до выработки изображения. Промывают в воде до образования рельефа и пока вода не перестанет окрашиваться в желтый цвет — это показывает, что из слоя вымылась не окислившаяся под светом хромовая соль. Споласкивает пластину смесью глицерина с водно­спиртовым раствором. Быстрыми движениями валика закатывают ее литографской краской и делают оттиск.

Меркулография (альбуминная печать)

Яичный белок, сахар, глицерин и хромовую соль растворяют в воде с температурой 35 °С или готовят следующий раствор: вода — 200 мл, сухой альбумин — 35 г, бихромат аммония — 6 г. Раствор равномерно наносят на пластину, которая высушивается в темноте, экспонируется под негативом в течение 5 минут и тщательно промывается в холодной воде до удаления следов хромовой соли.

Неизвестный автор. Заравшанский округ (Самарканд). Лесной двор (базар). Альбуминная печать. 1865 г.
Неизвестный автор. Заравшанский округ (Самарканд). Лесной двор (базар). Альбуминная печать. 1865 г.

На полученный слой с участками различной липкости накатывают жирную краску, посредством чего и воспроизводится изображение.

Как вариант этой техники: берется доска, подготовленная так же, как для акватинты, к которой тщательно притискивается полученная выше альбуминная матрица с накатанным поверх мягким лаком. После просушки пластина протравливается в растворе хлорного железа или азотной кислоты.

Слой канифоли с пластины смывается растворителем. Далее доска набивается краской и прокатывается в офортном станке.

***

На этом мы заканчиваем рассмотрение различных технологий получения оттиска. Конечно же, большинство из них сейчас используются только художниками и энтузиастами. Но знание принципов этих техник может помочь в понимании процессов, применяемых в современной полиграфии.

КомпьюАрт 1'2010

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама