.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Шрифт в оформлении книги и другой печатной продукции. Часть 6

Удобочитаемость

Под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.

Удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления и характером воспроизведения издания: от различных соотношений материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), от цвета бумаги, цвета и способа печати издания и т.п.

Различают следующие основные признаки шрифта, влияющие на его удобочитаемость.

Характер контура буквы. Контур буквенных знаков, в зависимости от графических особенностей данной гарнитуры, может быть округлым или прямолинейным (при этом не исключается, что прямоугольные буквы иногда могут строиться с округлением контура, в то время как построение круглых элементов букв не всегда подчиняется кругу). Установлено, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Это объясняется тем, что округленные буквы лучше выделяются из фона.

Другой признак контура букв — место соединения засечек со штрихами, которые могут быть как с закруглениями, так и без них. Незакругленные углы воспринимаются лучше, чем закругленные. Объясняется это тем, что такие углы являются различительными признаками, которые придают буквам наибольшую индивидуальную выраженность.

Соотношение между основным и соединительным штрихами (контраст штрихов). Гарнитуры шрифтов с выраженным контрастом штрихов наиболее удобочитаемы (например, банниковская гарнитура). Исключением являются случаи, когда контраст выражен слишком ярко и соединительный штрих становится чересчур тонким (например, в елизаветинской гарнитуре). Неконтрастный шрифт (например, в гротесках) лучше воспринимается только при чтении отдельных слов и выделений.

Особенности засечек. Засечки в шрифте заметно улучшают восприятие буквенного знака, даже если они слабо видимы. Слишком заметные засечки ухудшают восприятие буквы и буквенных сочетаний.

Пропорция сторон и плотность шрифта. Пропорция сторон (отношение ширины буквы к ее высоте) является одним из важных признаков гарнитуры, влияющих на удобочитаемость шрифта. Отношение сторон близкое к единице, с некоторым преобладанием вертикали является наиболее легким для зрительного восприятия (например, школьная гарнитура). Однако и плотный шрифт при определенном графическом решении букв и их сочетаний может быть удобочитаемым.

Внутрибуквенный просвет. Внутрибуквенный просвет — это фон буквы, заключенный в контур буквенного знака. Ширина внутрибуквенного просвета связана с толщиной штрихов. Чем больше внутрибуквенный просвет, тем лучше (при прочих равных условиях) читается буквенный знак.

Общая простота или сложность рисунка буквы. Простые рисунки букв читаются лучше сложных. Однако в этом случае также играет роль привычка к восприятию знака родного алфавита. Кроме того, при чтении имеет значение взаимная графическая обусловленность букв.

Удобочитаемость кеглей. Удобочитаемость различных кеглей шрифта определенной гарнитуры зависит от квалификации читателя, от его зрения, а также от длины строки и характера чтения (например, беглое — при чтении художественной литературы, медленное — при чтении научной книги). При этом следует различать удобочитаемость кеглей в связном тексте, в титульном или акцидентном наборе.

Вопрос об удобочитаемости кеглей в связном тексте достаточно хорошо изучен и подтвержден практикой. Наиболее удобочитаемым размером шрифта при связном тексте для взрослых квалифицированных читателей является размер в 10 пунктов. Однако, в зависимости от рисунка шрифта, для взрослых может быть вполне удобочитаемым текст в 9 или 8 пунктов.

Удобочитаемость шрифта для детей и учащихся начальной и средней школы определяется следующими возрастными группами:
1) дети дошкольного возраста — до 7 лет;
2) дети младшего возраста (7-9 лет) 1-го и 2-го классов, у которых только вырабатываются навыки чтения;
3) дети младшего возраста (10-11 лет) 3-го и 4-го классов, у которых навыки чтения в основном уже выработались;
4) дети среднего и старшего возраста (12-17 лет) 5-11-ых классов, у которых навыки чтения выработаны полностью.

Дети дошкольного возраста только начинают читать или еще вообще не читают. Поэтому вопрос о выборе шрифта (например, для книги-картинки) связан главным образом с форматом издания и форматом иллюстраций. Для дошкольников, уже начинающих читать, рекомендуется шрифт размером в 20 или 16 пунктов. Лучшей из существующих гарнитур для детей младшего возраста (1-го и 2-го классов) является школьная гарнитура размером 16 и 14 пунктов для 1-го класса (кроме букваря), 14 и 12 — для 2-го класса, 12 и 11 — для 3-го класса, 11 и 10 — для 4-го класса.

В младших классах лучше читается гарнитура, которая в достаточной степени насыщена цветом. А в старших классах признак цветности только мешает удобочитаемости и более критичным и становятся признаки, выявляющие форму самих знаков (например, литературная гарнитура).

В средних классах (с 5-го по 7-й) литературная и школьная гарнитуры читаются приблизительно одинаково.

Производственно-технические требования

В процессе печатания рисунок шрифта в большей или меньшей степени деформируется. Степень деформации шрифта в основном зависит от характера его рисунка, от вида печати (высокая, плоская, глубокая), от качества бумаги (мелованная, глазированная, газетная).
Искажения рисунка букв и знаков шрифта увеличиваются с уменьшением кегля шрифта.

В результате экспериментов были установлены общие для всех трех видов печати производственно-технические требования к рисунку шрифта. согласно этим требованиям, рисунок букв шрифта должен:
1) быть максимально выраженным и раскрытым (особенно у сложных по построению букв с узкими просветами, как, например, у строчных е, а, прописных и строчных В, в, Я, я, Щ, щ, Ц, ц);
2) не иметь чересчур тонких линий в соединительных штрихах и засечках;
3) иметь короткие засечки с достаточным просветом между ними;
4) не иметь узких просветов (например, в букве М) и мелких деталей, которые очень близко прилегают к штрихам.

Контрастные по рисунку шрифты деформируются в большей степени, чем малоконтрастные. Это относится прежде всего к мелким и наиболее тонким деталям рисунка шрифта. Кроме того, так называемые ловушки, которые образуются в узких просветах букв (б, м, в, е и др.) или в острых углах засечек, в процессе печатания часто заливаются краской. Считается, что понятие ловушек устарело и не имеет особого значения, однако говорить так — значит идти против истины.

В офсетной и глубокой печати, где для получения печатной формы необходим ряд промежуточных процессов, искажение рисунков шрифта возрастает по сравнению с высокой печатью. Степень искажения зависит главным образом от характера технологии и от количества промежуточных процессов.

Наиболее значительно деформируется рисунок шрифта при глубокой печати из-за применения растра, который приводит к разрыву тонких волосных линий шрифта и к деформации контуров очка.

При выборе рисунка шрифта большое значение зачастую имеет его экономичность, которая определяется шириной алфавита данной гарнитуры. Меньший по ширине алфавит позволяет поместить на полосе набора большее количество знаков, уменьшая тем самым объем книги в печатных листах.

Создание текстовых шрифтов с узким очком букв — не единственный путь экономии бумаги и места в книге. Так, в настоящее время более целесообразным считается применение шрифтов более мелкого кегля, но с широким и четким очком.

Наибольшей экономичностью должны обладать шрифты для набора справочных, в том числе энциклопедических и словарных, изданий, в особенности карманных. Этого достигают с помощью применения шрифтов мелких кеглей (6, 7, 8, 9 пунктов).

Хотя при переводе издания с набора одной гарнитуры на другую при одном и том же кегле объем издания с прозаическим текстом в определенной степени изменяется, но не столь значительно, как может бы показаться на первый взгляд, так как разница в плотностях гарнитур часто снижается за счет неполных строк в конце каждого абзаца.

Применение более или менее экономичных шрифтов зависит от типа издания и от условий пользования им, от квалификации читателя, от формата книги (длины строки) и от тиража издания.

Производственно-технические требования, предъявляемые к переплетным шрифтам, печатающимся или тискающимся на тканях, изучены менее всего.
Требования эти обусловлены характером материалов, на которых производится печать либо тиснение (различные виды ткани с гладкой или неровной, шероховатой или тисненой поверхностью); способом тиснений (переплетная краска, цветная или бронзовая фольга, блинт); видом рисунков шрифтов (без засечек, с засечками, без волосных штрихов или с волосными штрихами).
В результате изучения условий деформации различных рисунков шрифтов при их печатании или тиснении на тканевых переплетах нами получены следующие данные.
При печатании или тиснении (в особенности переплетной краской) на тканях с неровной поверхностью наибольшие затруднения вызывают тонкие волосные линии в шрифте, которые могут получиться утолщенными или неровными по контуру букв.
Тонкие волосные линии в шрифте нежелательны, поскольку они быстрее деформируются в результате нагревания штампа и применения сильного давления.
Деформация рисунков шрифтов при тиснении на переплетах нередко получается из-за наличия в шрифте узких замкнутых пробельных мест («ловушек»). Ловушки особенно нежелательны при печатании переплетной краской; при тиснении цветной или бронзовой фольгой в них остаются частицы фольги.

Особенно четким и легко различаемым, без каких-либо усложнений и лишних деталей должен быть шрифт, выполняемый блинтовым тиснением.

Выбор рисунка шрифта

Выбор рисунков шрифта для оформления книги определяется в первую очередь характером издания. При выборе шрифта необходимо учитывать: художественные достоинства шрифта, его удобочитаемость, зависящую от квалификации читателей, характер и количество текстовых и внетекстовых элементов и — в зависимости от этого — характер гарнитуры и наличие в ней нужных начертаний и кеглей. Необходимо иметь в виду и производственно-технические требования, предъявляемые к шрифту в зависимости от способа печати издания и от качества бумаги, используемой для издания, а также требования экономичности с учетом тиража и формата издания.

В зависимости от особенностей данной книги те или другие из указанных требований должны учитываться в первую очередь.
Издания для детей, учебники для начальной школы исключают применение всех недостаточно удобочитаемых шрифтов с усложненным рисунком.
В научно-технических изданиях со сложными выделениями не рекомендуется применять шрифты с ограниченным количеством начертаний и специальных знаков, в том числе математических, химических и др.
Издания художественной литературы и издания по искусству исключают использование шрифтов, маловыразительных по рисунку, лишенных какой-либо эмоциональной окраски.
В изданиях с обилием цифрового текста не следует применять гарнитуры с маловыраженным рисунком цифр, которые недостаточно различаются между собой.
Издания, печатающиеся способами глубокой печати, исключают применение контрастных шрифтов.

Наиболее труден выбор гарнитуры шрифта для литературно-художественных изданий и книг по искусству, так как рисунок шрифта здесь требует большей индивидуализации, чем в других изданиях, а в некоторых случаях и отражения в рисунке шрифта художественно-стилевых и других особенностей, характерных для того или иного произведения.

Практика показывает, что наиболее важными графическими признаками, которые должны быть учтены при выборе рисунка шрифта для оформления, в частности, литературно-художественных произведений, являются особенности контура рисунка шрифта (например, классически строгие построения либо построения с различными стилизованными или декоративными элементами в рисунках шрифтов типа елизаветинской или академической гарнитур), пространственный строй и цветность шрифта, которые в основном зависят от контраста штрихов (соотношения между основными и соединительными штрихами), от пропорции сторон и характера засечек. Этот последний признак шрифта, то есть его цветность, принимается во внимание и при учете особенностей, характерных для произведения того или иного автора и главое, при учете связи рисунков шрифтов с другими элементами оформления изданий (иллюстрацией, орнаментом).

Сравнительный анализ шрифтового оформления русских дореволюционных, советских и зарубежных изданий дает возможность на конкретных примерах определить соответствие рисунка шрифта в плане его художественных особенностей содержанию того или иного произведения.

В качестве примера удачного сочетания шрифта и содержания из дореволюционных изданий можно указать на Собрание сочинений А.С.Пушкина, для которого в издательстве «Эфрон» в целях «достижения историчности впечатления» (как говорится в предисловии к этому изданию) был специально создан шрифт, ныне известный всем под названием елизаветинского. Отметим также использование шрифта с модернистскими элементами (гарнитуры коринны) для издания сочинений символистов, в частности В.Я.Брюсова (издательство Сирина, 1913 г.). Но случаи, когда дореволюционные издательства («Эфрон», «Сирин» и др.) при оформлении отдельных изданий учитывали художественные качества шрифтов, являются скорее исключением.

В СССР для набора изданий художественной литературы и книг по искусству долгое время применялись в основном четыре гарнитуры: литературная, обыкновенная новая, академическая, елизаветинская. Естественно, что столь узкий ассортимент ограничивал возможности учитывать художественные требования к шрифтам при оформлении этих изданий. Это приводило к тому, что одной и той же гарнитурой набиралсь сочинения авторов различных времен, стилей и жанра, например Пушкина, Достоевского, Горького, Маяковского и др.

Для оформления изданий художественной литературы желателен более разнообразный типографский ассортимент шрифтов. Этот ассортимент должен включать рисунки шрифтов различных художественно-графических типов.

При выборе рисунка шрифта для оформления различных типов изданий важное значение имеет также вопрос о сочетании различных гарнитур шрифтов в одной и той же книге.

Известно, что основной текст в книге, как правило, набирается одной гарнитурой, поскольку содержание книжного издания по своему характеру чаще всего однородно, в отличие от некоторых периодических изданий (газет, журналов), где различные по содержанию разделы набираются двумя, а иногда и тремя разными гарнитурами.

В большинстве книжных изданий (в том числе в учебных, научных, научно-справочных изданиях и т.д.), в оформлении которых в соответствии со структурой текста основную роль играет удобочитаемость шрифта, все элементы текста, в том числе специальные знаки, а также заглавие книги, чаще всего набираются одной гарнитурой.

Набор двумя гарнитурами целесообразен в букваре, где первая часть букваря может быть набрана гротеском, а последующая часть — школьной. Такой прием оформления букваря соответствует педагогическому процессу, который должен способствовать естественному переходу ребенка от чтения букваря к чтению другой учебной книги.

Сочетание различных гарнитур в книге применяется при оформлении обложки, титульных элементов и заголовков в тексте. Такое сочетание вызывается, в частности, необходимостью применить разные художественные приемы оформления печатного произведения (например, в литературно-художественных изданиях и в изданиях по искусству), более резко выделить заголовочные элементы от основного текста (например, в массовых изданиях для массового читателя или в официально-справочных изданиях: — стандартах, почтово-телеграфных справочниках, прейс­курантах и т.п.).

Заголовки, шмуцтитулы и титулы в изданиях художественной литературы и книг по искусству, как правило, набираются шрифтами той же гарнитуры, что и основной текст. Однако в зависимости от приемов оформления книги, характерных, например, для определенной эпохи, а также от стиля данного произведения, вполне допустимо в определенных изданиях применение сочетания различных гарнитур.

Лучше всего сочетаются с другими контрастные шрифты.

* * *

Говоря о шрифте, мы имеем в виду важнейший элемент оформления печатных изданий. Хороший дизайнер должен разбираться в шрифтах на экспертном уровне, следить за новинками в этой области и стараться приобрести больше опыта в практической работе.

КомпьюАрт 1'2004

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама