.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Гравюра в полиграфии. Часть 3

В середине 40-х годов XIX века друг с другом соперничали гравюра на стали, заменяющая гравюру на меди, гравюра на дереве и литография. В это время начался перелом в книготорговле: великолепно иллюстрированные, позднее ставшие предметом охоты библиофилов книги расходились все хуже, а спрос на дешевые издания стремительно рос. С 50-х годов началась подлинная «бумажная эпоха» в жизни цивилизованного человечества: книги, газеты, журналы становятся общедоступными. И тщетно пытался в 70-80-х годах издатель Жюост (D. Jouaustj) возродить художественную книгу с медными офортами, издав 110 томиков своей Bibliotheque artistique. Несмотря на то что эти томики издавались малым тиражом и в них были включены крупнейшие произведения французской и мировой литературы, они не пользовались особым спросом и не принесли издателю ожидаемого дохода. Гравюра на меди делала эти книги чрезмерно дорогими, и они не могли соперничать с изданиями, в которых использовались дешевые фотомеханические методы репродуцирования иллюстраций.

После открытия в 1839 году первого способа фотографирования — дагерротипии — сотни исследователей начали работать над проблемой применения фотографирования для иллюстрирования печатной продукции. Настойчивый труд полиграфистов и химиков принес результаты — были открыты сотни способов иллюстрирования при помощи фотографии. Только перечисление названий этих технологий заняло бы больше полосы в этом журнале, но сегодня большинство из них представляет только исторический интерес, поэтому мы остановимся лишь на тех приемах получения иллюстраций при помощи фотографии, которые используются и в современной полиграфии.

Как известно, фотография ( греч . светопись) основана на светочувствительности некоторых веществ, например солей серебра. При фотографировании лучи света, проходя через объектив камеры, действуют на нанесенный светочувствительный слой — при этом получается негатив, или обратное изображение, то есть светлые части предмета становятся темными и наоборот. После закрепления отпечатка на негативе разными химическими составами изображение снова фотографируют, получая позитив.

Первые светочувствительные слои изготавливались на основе желатина, альбумина или асфальта в соединении с металлическими солями. В результате экспонирования — воздействия света — эти слои становились растворимыми или, наоборот, теряли растворимость в определенных жидкостях. Следовательно, если нанести светочувствительный слой на металлическую пластину, выполнить экспонирование, проявить изображение и протравить пластинку сквозь вымытые в ходе проявки элементы, то можно получить пригодное для печатания клише.

Метод литографии основан на том, что желатиновый слой становится под воздействием света олеофильным, то есть воспринимает масляную краску, в то время как неэкспонированные части слоя остаются гидрофильными. Кроме того, желатиновая пленка в соединении с двухромовокислыми солями приобретает свойство разбухать в воде в тех местах, которые подверглись действию света, и не разбухать в не подвергшихся инсоляции местах, что дает возможность изготовлять желатиновые клише или получать клише с желатиновых матриц методом гальванопластики.

Для изготовления клише методом травления наиболее широко использовался цинк, характеризующийся легкостью травления и способностью удерживать копировальный слой на основе желатина или других веществ. Цинковые клише имеют и свои недостатки: цинк обладает невысокой твердостью и быстро окисляется атмосферным кислородом.

Самый простой процесс изготовления цинкового клише включает следующие шаги:

  • из цинкового листа вырезают пластинку, формат которой немного больше размера негатива;
  • на пластинку тонким слоем наносится растворенный в бензоле асфальт;
  • после испарения бензола и затвердевания асфальта (этот процесс должен происходить в темном месте, иначе асфальт потеряет светочувствительность) производится экспонирование пластинки со светочувствительным слоем через перевернутый (чтобы на клише изображение оказывалось зеркальным, а на оттиске с него — прямым) негатив;
  • экспонированную пластинку проявляют и промывают бензином или скипидаром, который растворяет не подвергшиеся воздействию света участки копировального слоя;
  • пластинка в несколько стадий травится азотной кислотой, причем между стадиями боковые поверхности печатающих элементов защищаются от воздействия кислоты масляной краской, припудренной порошком асфальта, смешанного с канифолью;
  • после того как цинк достаточно глубоко протравлен, пластинку промывают водой, закрепляют гвоздями на деревянной колодке, которую юстируют по росту, — клише готово к печатанию.

Асфальт в роли светочувствительного материала годится только для изготовления грубых клише, поэтому для тонких работ в цинкографии применяли светочувствительные слои на основе, например, двухромистого аммония с альбумином (белком), растворенных в воде и спирте. Такой слой после экспонирования закатывали краской, которая приставала только к местам, подвергшимся действию света. После этого пластинку промывали водой, растворявшей неэкпонированные участки копировального слоя, и травили кислотой.

Травление — операция сложная и тонкая: ведь необходимо протравить цинк на достаточную глубину, но при этом предохранить от подтравливания боковые грани печатающих элементов. Для того чтобы стать хорошим цинкографом, знающим все тонкости технологии и обладающим опытом, необходимым для получения художественных клише, имеющих полное сходство с оригиналом, требуется многолетний опыт работы под руководством опытных мастеров.

Получить штриховое клише с фотографического негатива (фотоцинкография), конечно, сравнительно легко, однако передать плавные тоновые переходы при использовании обыкновенного фотографического негатива невозможно. Но если разбить тоновый рисунок на элементы одинакового размера, каждому из которых будет соответствовать печатающий элемент на форме, площадь которого тем больше, чем темнее элемент изображения, то возникает иллюзия плавного перехода тонов. Вспомним, что аналогичным образом с помощью типографских значков воспроизводил изображения Брейткопф. Этот способ получил название автотипии, а в обиход полиграфистов его ввел в 1882 году мюнхенский гравер на меди Мейсенбах.

Эффективный способ преобразования тонового изображения в микроштриховое — фотографирование через растры ( нем . Raster — сетка) — изобрел в Филадельфии в 1890 году Макс Леви. Он применял склеенные стеклянные пластинки, на внутренней стороне которых была награвирована и затем зачернена тончайшая мелкая сетка с квадратными ячейками. Эти пластинки устанавливались в фотографической камере при съемке оригинала между объективом и негативом, а следовательно, на последнем снимок получался разбитым на квадратики, причем в более светлых квадратиках были крупные точки, в более темных — мелкие. При изготовлении клише на позитиве получится обратная картина: мелкие точки окажутся на светлых местах изображения, а крупные будут соответствовать темным участкам оригинала.


Рис. 1. Точки на клише после съемки через растр

В газетных тоновых клише эту сетку можно увидеть невооруженным глазом, в книгах — с помощью увеличительного стекла (рис. 1).

Разумеется, в штриховых клише никакой сетки нельзя увидеть даже через сильную лупу, так как они содержат сплошные черные линии или плоскости, без растра. Для изготовления клише с растровых негативов часто пользовались так называемым эмалевым способом, при котором экспонированная и проявленная пластинка перед травлением подвергалась действию высокой температуры, в результате чего копировальный слой как бы вжигался в поверхность пластинки. Для удобства наблюдения за процессом последующего травления пластинку перед нагреванием промывали в воде, окрашенной фиолетовой анилиновой краской, и после нагревания участки, не подлежащие травлению, становились коричневыми. Травление медных пластинок при этом способе производилось в растворе хлорного железа.


Рис. 2. Образец автотипной трехцветной печати

Иногда для получения большего эффекта с одного оригинала изготавливали два клише, ставя растр под разными углами. После печатания с двух клише с применением красок одного цвета, но разных оттенков, получались очень тонкие рисунки с практически незаметной растровой сеткой, дающей рисунку некоторую безжизненность и механистичность. Этот способ получил название «дуплекс-автотипия». Следующим этапом развития репродукционной техники стала разработка хромо-автотипии — многокрасочного печатания (рис. 2).

Напомним, что разложение белого света на три спектральные составляющие — зеленую, красную и синюю — открыл Ньютон. Для реализации печати цветных изображений было изобретено цветоделение — разделение цветных изображений на три составляющие, которые печатались голубой, пурпурной и желтой красками. Голубая краска поглощает красное излучение, пурпурная — зеленое, желтая — синее. Таким образом, наложение и оптическое взаимодействие этих красок позволяют воспроизводить широкий спектр цветов. Цветоделение выполнялось путем фотосъемки оригинала через соответствующий светофильтр. Со временем для лучшего воспроизведения теней и повышения четкости деталей изображения триаду красок дополнили четвертой — черной.

Изобретение фотографии упростило изготовление гравюр на меди. Открыто много способов фото- или гелиогравирования. Наиболее распространенный — перенесение пигментного (то есть покрытого каким-либо красящим веществом) негатива на шероховатую медную доску. После закрепления химического удаления светлых частей копировального слоя происходит травление доски раствором треххлористого железа.

Как уже упоминалось выше, копировальные слои из смеси желатина с двухромовыми солями после увлажнения водой в неэкспонированном виде не воспринимают краску, а после экспонирования становятся олеофильными. На этом их свойстве основана фототипия, или альбертотипия (изобретена мюнхенским фотографом Альбертом в 1867 году), — печатание с плоских желатиновых форм. При этом пленка желатина обычно накладывается на толстые стекла с предварительно нанесенным на них подслоем, например, из белка с водой. В процессе печатания форму время от времени необходимо смачивать водой, смешанной с глицерином, задерживающим влагу на пробельных элементах.

Цветная фототипия в руках опытных мастеров дает великолепные, прекрасно передающие оригинал оттиски, но печатание происходит медленно, да к тому же одна форма позволяет получить не более тысячи хороших оттисков. Вместе с тем печатание фототипических рисунков вместе с текстом затруднено, и их приходится печатать отдельно.

Фотохимические процессы позволили значительно удешевить и сократить время изготовления форм для печати иллюстраций. Например, в одной из лучших в России по качеству воспроизведения иллюстраций типографии « т оварищества Р.Голике и А.Вильборга» (позже — имени первопечатника Ивана Федорова) при изготовлении трехцветных клише « е сли утром оригинал поступил в фотографию, то уже к вечеру того же дня можно иметь копии для травления на цинке» (Гордилей А. Цинкография и автотипия. СПб., 1915).

Еще одним нововведением XIX века, также ускоряющим и удешевляющим изготовление форм для печати иллюстраций, стало применение в типографском искусстве гальвано-пластики и гальваностегии.

Гальванопластика была открыта русским немцем, академиком Якоби (1801—1874) в 1837 году и с тех пор приобрела широкое распространение для получения точных копий с металлических и других предметов. Она основана на способности электрического тока разлагать растворимые соли металлов с осаждением частиц металла на одном из двух электродов.

Для того чтобы, например, сделать медную копию выполненного вручную деревянного клише, с него снимают свинцовую или восковую копию, натирают ее графитом, имеющим хорошую электропроводность, и помещают клише в сосуд, наполненный раствором медного купороса; туда же помещают медную пластинку. Затем через пластинку и копию клише пускают электрический ток, вследствие чего находящиеся в растворе частицы меди начинают осаждаться на клише, а медная пластинка — отдавать частички меди в раствор взамен убывающих. Через несколько часов восковая пластинка покрывается довольно толстым слоем меди. После отделения воска получается точнейшая копия исходного деревянного клише.

Таким способом копии можно получать и с цинковых или медных клише. После их заливания с тыльной стороны свинцом или гартом новое клише готово к употреблению.

Для придания клише, гравированным медным доскам и шрифтам большей прочности используют процесс гальваностегии — это гальваническое наращивание металлического слоя. При таком способе, например, сравнительно мягкая гравюра на меди покрывается повышающим ее тиражестойкость слоем стали или хрома.

***

Мы рассмотрели практически все основные этапы развития гравюры, а также конкурировавших с ней способов печатания иллюстраций. Хочется отметить, что многие методы изготовления гравюр до сих пор используются художниками. Для тех же, кто хочет имитировать эффект гравировки изображения, разработаны специальные программные продукты, о которых мы и расскажем в завершающей части нашего обзора.


Рис. 3. Результат работы фильтра Mezzotint

Самый простой и доступный способ имитации гравюры предлагает штатный фильтр Mezzotint (рис. 3) программы Adobe Photoshop. Количество настроек в нем довольно ограниченно. Результат тоже оставляет желать лучшего, так как только при наличии незаурядной фантазии можно принять итоговую картинку за полноценную гравюру. Впрочем, это относится и к остальным рассматриваемым продуктам, кроме, пожалуй, двух программ производства SecuritySoft Co. Но об этом позже.


Рис. 4. Результат работы фильтра Engraver

Далее надо упомянуть плагин Engraver (Panopticum). Этот фильтр имеет довольно широкий диапазон настроек: направление и угол штриховки, расстояние между штрихами, амплитуда искривления штриха и пр. Однако результат (рис. 4) все еще далек от желаемого.


Рис. 5. Результат работы фильтра Cutline

Также широко известен фильтр Cutline от известной фирмы Andromeda. Здесь предлагается довольно скудное количество настроек, да и результаты работы этого плагина не впечатляют (рис. 5).


Рис. 6. Результат работы фильтра EtchTone

Другой фильтр от фирмы Andromeda — EtchTone — тоже имеет довольно ограниченный набор настроек, однако результат очень неплох (рис. 6). Программисты явно потрудились над написанием математики данного плагина, а настройки сократили до минимума (вероятно, чтобы пользователи, не дай бог, что-нибудь не напортили).


Рис. 7. Результат работы фильтра Screens

Третий фильтр от фирмы Andromeda, о котором следует упомянуть, — Screens. Настроек в нем хотя и мало, но зато предустановленные значения подобраны очень качественно. Например, акватинта в версии фирмы Andromeda (рис. 7) очень неплоха.


Рис. 8. Результат работы фильтра India Ink

Еще один фильтр, предлагающий функцию имитации меццотинто, — India Ink (рис. 8). Впрочем, его «граверные» качества низки.


Рис. 9. Результат работы фильтра Woodcut/CorelTRACE

Часто в дизайнерских форумах рекомендуют использовать функцию Woodcut из приложения CorelTRACE для имитации резьбы по дереву (рис. 9). Надо сказать, что путем подбора параметров действительно можно получить интересный результат, однако назвать его гравюрой можно только с большой натяжкой.

Теперь мне хотелось бы сказать несколько слов о создании гравюр посредством программ фирмы SecuritySoft.


Рис. 10. Получение гравюры средствами программы «Цербер»

Первый способ — создание гравюры посредством программы «Цербер» (версия 3). «Цербер» является высокопрофессиональной программой для создания гильоширных элементов: розетт, бордюров, нерегулярных и 3D-сеток и пр. Специальной функции создания гравюр в ней не предусмотрено, однако при хорошем знании программы и некоторых усилиях можно получить неплохой результат (рис. 10).

Обладатели «Цербера» могут проделать простой эксперимент. Сначала создадим простую сетку и промодулируем толщину линий «заполнителя». Для лучшего отображения на мониторе в данном случае толщина линий меняется от 0,04 до 0,5 мм. Далее скопируем всю гильош-группу и развернем «основу» Base. У скопированного «заполнителя» поменяем цвет на белый, а чтобы белые линии присутствовали только на светлых участках, используем маскирование той же функцией, которая применялась для модуляции изображения. В результате получим изображение, у которого светлые участки отображаются пунктиром. Далее создадим еще один «заполнитель» с черными линиями, но в качестве маски используем инверсную функцию. Это позволит нам получить перекрестную штриховку в тенях.

Данный пример довольно примитивен, и на практике для достижения приемлемого результата придется использовать гораздо больше «заполнителей» и масок. В любом случае такая работа весьма трудоемкая и требует высокой квалификации.


Рис. 11. Портрет Леонардо да Винчи, созданный с помощью программы «Гравер»

Вторая программа, на которую хотелось бы обратить внимание читателей, специально предназначена для создания гравюр. Она также разработана фирмой SecuritySoft и, чтобы никто не сомневался в ее назначении, называется «Гравер». Это профессиональный инструмент, имеющий развитые возможности для создания различных гравюр (рис. 11).

Первая версия «Гравера» была хороша настолько, насколько вообще может быть хороша специализированная программа по сравнению с плагинами для графического редактора, реализующими декоративные функции.

К радости пользователей первой версии, сообщу совершенно эксклюзивную информацию, которую мне удалось узнать у разработчиков программы: в течение года планируется выход второй версии с огромным количеством улучшений существующих функций и с новыми, уникальными возможностями.

В числе новшеств:

  • возможность получения цветных гравюр как в CMYK, так и для воспроизведения смесевыми красками;
  • представление отдельных составляющих изображения по слоям;
  • поддержка логических операций над слоями (сложение, вычитание, инверсия и т.д.);
  • возможность использования масок с регулируемой прозрачностью;
  • набор базовых штриховок (линии, точки);
  • создание уникальных штриховок пользователем, в том числе из произвольного растрового изображения;
  • задание параметров штриховки (частота, наклон) как вручную, так и на основе обрабатываемого изображения или математических зависимостей;
  • математические алгоритмы для создания скрытых в гравюре дополнительных защитных изображений;
  • расширенные возможности редактирования исходного изображения (контрастности, тональности и пр.);
  • поддержка импорта изображений в формате PSD со слоями;
  • новый улучшенный интерфейс.


Рис. 12. Это изображение можно с полным правом назвать гравюрой

Новая версия программы уже может применяться для создания не только декоративных элементов в документах, в том числе и требующих защиты от подделки, но и гравюр, которые сами по себе будут нести защитные функции. Если вы ищете мощный инструмент для создания гравюр, то «Гравер» — это именно то, что вам нужно (рис. 12).

На этом мы завершаем обзор технологий по созданию гравюр. о тметим напоследок, что гравюра попрежнему развивается и представляет большой интерес для дизайнеров и полиграфистов.

КомпьюАрт 5'2005

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама