.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Оформление научных и технических изданий

Вначале статьи, сразу хочу оговориться, что приведенные ниже иллюстрации, не являются конкретными изданиями. Они даны лишь в качестве примеров.

Надо признать, что оформление художественной литературы день ото дня становится все лучше и лучше, а вот разнообразная научная и техническая книга пока еще далека от необходимого уровня.
А, ведь, выпуском научно-технической литературы занимается много издательств. И, если улучшилось качество внешнего оформления за счет широкого введения суперобложек и их различной обработки (например, лакировка), большого количества различных переплетов, использования полимеров и т.п., то во внутреннем оформлении книги явно еще не все в порядке.

Частенько приходится слышать, что заниматься всеми этими "мелочами" - не такая уж обязательная задача для дизайнера или верстальщика технической литературы.

Оно и понятно,- оформление научно-технической книги проводится довольно ограниченными средствами - формат издания, шрифт, отношение полос набора и полей, ритм рубрик, чертежи и документальные иллюстрации, незначительные декоративные элементы. У этого типа литературы нет того богатства возможностей, которые присущи художественной литературе. Однако не все так плохо.
Что характерно для оформления научно-технической книги?

Внутреннему строю такой книги свойственны общие черты современного оформления: простота, лаконизм, декоративность. Это выражается в четкой конструкции всех элементов оформления, в пропорциях массы набора и полей, в более контрастных соотношениях черного и белого в композиции титулов, шмуцтитулов, спусковых полос, в более свободных принципах верстки.

Рассмотрим несколько интересных наборных титулов. Частым композиционным приемом является сильное смещение пятна набора к верхнему краю полосы. При зауженных форматах, применяемых, как правило, в наших научных изданиях, этот прием оправдан, так как при этом укрепляется верх полосы, увеличивается броскость заголовков, масса набора становится активнее, большое поле просвета уравнивает несколько асимметричное членение полосы и дает возможность свободно разместить дополнительные тексты.

Титулы часто строятся в одной гарнитуре, но чередование светлых и жирных шрифтов курсивных и прямых начертаний делают композиции живыми и разнообразными. Удачно используются простые украшения - линейки и звездочки (рис. 1). Для повышения декоративности иногда вводится вторая краска.


рис. 1

Неплохой эффект получается когда курсивное начертание шрифта, выбранное для основной массы набора и его асимметричное построение придают композиции впечатление активного движения и легкости (рис. 2). Все заголовки на спусковых полосах этого издания построены на крупном кегле строчного курсива. Таким образом, правильно примененный здесь шрифт обладает достаточной выразительностью.


рис. 2

В оформлении спусковых полос не стоит избегать наборных украшений. Декорирование рубрик простыми элементами (линейками, звездочками и т.д.) придает им некую торжественность и значимость. Выбор крупного кегля строчных шрифтов жирного начертания, линейки, выделение названия главы делают спуски довольно выразительными (рис. 3).


рис. 3

Довольно часто в современных изданиях акцентируется порядковый номер раздела или главы с пропуском слов "раздел", "глава". И действительно, читатель обычно ищет нужную ему часть книги лишь по номеру. Этот прием дает дизайнерам немало возможностей для создания новых композиций спусковых полос (рис. 4).


рис. 4

В построениях заголовков внутри текста широко используются выключки к краям полос. При сложных рубрикациях этот прием лучше использовать для самых нижних ступеней. В этом случае заголовки органически сливаются с текстом, лучше запоминаются и легче отыскиваются в книге.
Реже всего бывают объектом внимания таблицы, выводы, сноски и оглавления. Но интересные композиции могут быть и тут.

Почему-то, при верстке научных изданий, утвердилась традиция обязательного применения в таблицах вертикальных линеек (прографок). Они перегружают набор и контрастируют с основным текстом, для которого несвойственны вертикальные выделения. Практика показывает, что таблицы без вертикальных линеек смотрятся ничуть не хуже.

Немало интересного может быть и в оформлении содержания или оглавления.
В очень сложных рубрикациях надо активнее отделять основные части от второстепенных, не бояться больших втяжек и повышенных отбивок (рис. 5). При небольшом тексте содержания можно располагать номер страницы над текстом, с выключкой по центру. Удачно могут быть использованы отточия с увеличенной отбивкой (1,5-2 круглых); интересными могут быть варианты композиций отточий, располагаемых в шахматном порядке.


рис. 5

Названия глав можно вынести на шмуцтитулы (рис. 6). Обратите внимание на сильно увеличенный порядковый номер раздела,- это дает возможность быстро находить нужную часть.


рис. 6

Иллюстрации в книге имеют большое значение, и, чтобы излишне не уменьшать, их можно вывести за формат полосы и даже под обрез. Тогда композиция разворотов становится динамичной и оригинальной. К сожалению, такой прием используется крайне редко.

Приведенные примеры не охватывают всех элементов внутреннего оформления научно-технических изданий. Они лишь говорят о том, что возможностей для различных находок, принципиально новых приемов оформления - множество. Пора начать активные творческие поиски в области оформления научно-технической литературы.

КомпьюАрт 1'2001

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама