.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Орнамент в декоративном оформлении книги

Тема этой статьи возникла не случайно. Сегодня, после некоторого спада, снова возрастает интерес к орнаменту и его использованию в оформлении печатной продукции. Личное наблюдение, основанное на статистике, - посетители проекта "ВЕДИ" заходят в раздел "Орнаметы" почти на 20% чаще чем в раздел "Шрифты", что является более чем наглядным подтверждением нынешних тенденций. Особой популярностью (по количеству скачиваний) пользуются орнаменты в стиле Ренессанса и Арт Нуво. А вот правильно ли их используют? Ведь применение орнамента требует таких же правил как и применение шрифта, - рисунок орнамента должен быть органично связан с содержанием текста (см. статью "Шрифты, которые мы выбираем")
Для того, чтобы лучше разобраться в специфике орнамента, вам предлагается данная статья.

Помимо шрифта, без которого невозможно восприятие содержания печатной книги, и иллюстраций, помогающих читателю осваивать ее содержание, большую роль в книге играло и играет декоративное оформление.
В книге существуют самые разные приемы декоративного убранства. Наиболее часто в книгах употребляют элементы декора, за которыми закрепилось название орнамента. К декоративному убранству относятся также обрамления ("полатки"), примером которых может служить известная гравированная на дереве рамка работы русского первопечатника Ивана Федорова, использованная им в трех изданиях для выделения, выявления отдельной фигуры или заглавия книги. Обрамления эти выполнены в виде триумфальной арки (как у Ивана Федорова) или в виде "балдахина", навеса, "врат".

Рамка, выполненная в виде триумфальной арки

Часто обрамления напоминают архитектурный свод, поддерживаемый по бокам столбами, колоннами, фигурами, или растительный свод с деревьями, чьи ветви переплетаются наверху, или раму окна, или венок.

Рамка, выполненная с использованием растительного мотива

Местом применения обрамлений обычно были титульный лист, переплет или суперобложка.
Содержательность декоративного обрамления сближают этот вид декоративного убранства с иллюстрацией. На передней крышке переплета, форзаце и других местах книги декорация может быть целостным рисунком или композицией коврового типа, не теряющей своей монолитности.
Кроме орнамента и обрамлений в книге на переплетных крышках или суперобложках из плотной бумаги как средство декоративного оформления используют приемы рельефного (конгревного) тиснения, создающие порой превосходные эффекты рельефной декорации.

ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТА
Орнамент наиболее часто применяется в книге в заставках и концовках, а также встречается в составных рамках, фонах, розетках и украшенных буквицах.
Слово "орнамент" происходит от латинского ornamentuni, что означает украшение. В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент, а также в какой-то степени и эпохи, в которую орнамент был создан.
Особенности орнамента состоят в следующем.

  • Во-первых, каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - первооснова, художественный элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов, в композиции создается художественный образ орнамента. Мотивы орнамента могут быть расчленены на ритмически повторяющиеся элементы, которые называются раппортами и выявляются при техническом анализе мотива.
  • Во-вторых, орнамент, в отличие от живописной картины или станковой графики, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, архитектурного сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п. Служебная, подчиненная роль орнамента по отношению к орнаментированному предмету - специфический его признак.
Композиционно в орнаментах различают следующие элементы: центральные (включающие срединные акцентирующие мотивы), основные (образующие основную массу узора), уголки (предназначенные для образования углов в обрамлениях), и, наконец, завершающие элементы.
Являясь средством декоративного украшения книги, орнамент не должен быть безразличным и пассивным по отношению к ее содержанию. Его задача - эмоционально воздействовать на читателя, "вводить" читателя в книгу, создавать у него определенное настроение. Эмоциональное воздействие орнамента в какой-то мере подобно воздействию музыки. Орнаментальные мотивы могут вызывать радость, бодрость, ощущение покоя, движения и т.д.
- Орнаментированные заставки, концовки, рамки, буквицы и проч., отмечают начало и конец текста, объединяют и расчленяют его, оживляют переплеты, обложки, титульные листы, форзацы, делают их не только художественно радующими глаз, но и осмысленными.
- Орнаментальные заставки предназначаются для украшения начальных полос текста: глав, частей, разделов и т.д., если главы, части, разделы идут со спуска.
- Орнаментальные концовки используются в концевых полосах, завершающих текст отдельных произведений, глав, частей, разделов и т.д.
- Орнаментальные рамки служат для обрамления текста на переплете, обложке, титульной странице и т. п.
- Орнаментальные фоны применяются для украшения форзацев, обложек и других элементов книги.
- Буквицы, инициалы ставятся в начале текста (глав, разделов, частей книги); и часто выступают как связующее звено между заставкой и текстом. В буквицах наиболее близко и непосредственно соприкасаются и переплетаются шрифтовая и орнаментальная графика.

ТИПЫ ОРНАМЕНТА
Орнаменты многообразны. Их различают, прежде всего, по содержанию мотивов:

    1. геометрические,
    2. природные,
    3. образованные из предметов, созданных человеком,
    4. образованные из символов и эмблем.

Геометрический орнамент состоит из линий и геометрических фигур. Простые линейки, если они употребляются в качестве украшения, могут рассматриваться как геометрический орнамент. К мотивам геометрических орнаментов относятся также зигзаги, меандры (узор из ломаных линий - по названию очень извилистой древнегреческой реки Меандр), треугольники, квадраты, ромбы, многоугольники, звезды, окружности, спирали и другие фигуры геометрического характера. Простейшие сочетания геометрических фигур и линий могут образовать довольно разнообразные формы орнаментов.

Геометрические орнаменты с мотивами в виде меандров____Геометрические орнаменты с мотивами в виде меандров

Мотивы для природного орнамента дает мир растений. Эти мотивы творчески перерабатываются художником, в зависимости от назначения орнамента и техники его воспроизведения. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ, в том числе фантастические изображения животных и людей (например, в тератологическом орнаменте, имевшем распространение в древней рукописной книге).

Тератологический орнамент____Тератологический орнамент

К орнаментам, образованным из изображений предметов, созданных человеком, относятся орнаменты из плетений, имевшие распространение в древних книгах всех стран. В качестве таких орнаментальных мотивов могут быть использованы также орудия труда.

Орнамент с элементами плетений

В качестве символов, имевших различный смысл, в орнаменте использовались всевозможные изображения растений, животных и неодушевленных предметов. В китайском искусстве символическое значение имело изображение цветов, драконов и проч. У египтян лотос и папирус были символами духовной и физической жизни, перо птицы - символом верховной власти, и т.п. В русском народном орнаменте символами были изображения сиринов (птиц с человеческой головой), львов, единорогов, петушков, коней и проч.
Период Советской власти вызвал к жизни ряд новых символов и эмблем, связанных с социализмом. Серп и молот, пятиконечная звезда, башни Кремля - символы Советской России. Наряду с новыми символами в орнамент советского периода перешли и некоторые старые мотивы, символизирующие победу и славу (например, листья дуба и лавра).
Нередко, перечисленные четыре основные типа орнаментов, составляют смешанный орнамент, сочетающий мотивы двух или нескольких типов.

Смешанный орнамент XVI в.

Необходимо оговориться, что отнесение основных мотивов орнамента к тому или иному типу довольно условно.
Также, необходимо указать, что некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Изображения меандра, акантовых листьев применялись почти во всех исторических стилях. Однако изобразительная трактовка и композиционное их использование было различным в орнаментах разных народов.

Орнаменты делятся на несколько типов по способу сочетания раппортов и мотивов. В этом отношении различают орнаменты прерывистые (в которых каждый мотив легко выделяется) и непрерывные (в которых мотивы не имеют границ), рядовые (бордюрные) с линейным (горизонтальным или вертикальным) чередованием или повторением раппортов (где раппорты, непосредственно примыкая друг к другу, образуют ряд) и фоновые - с чередованием мотивов во всех направлениях (по горизонтали, вертикали и диагонали), благодаря чему образуются орнаментальные плоскости в виде фона. Рядовой орнамент используют, в основном, для образования бордюрной ленты в заставках и обрамлениях, фоновые - для оформления обложек, форзацев и т.п. Фоновые орнаменты могут составляться из рядовых, в свою очередь рядовые могут образовываться из фоновых.

Прерывистый орнамент

Непрерывный орнамент

В зависимости от расположения орнамента по отношению к орнаментируемой плоскости различают плоскостной, рельефный и углубленный орнаменты. В книге, например, наиболее распространен орнамент плоскостной; а рельефный и углубленный орнаменты применяются главным образом на переплетах.

По технике изготовления и применению различают орнаменты рисованные, наборные и политипажи.
Рисованные орнаменты художник создает специально для декоративного убранства одного издания, связывая содержание и орнамент с текстом, форматом и оформлением этого издания.
Наборные орнаменты, ранее отливаемые из типографского сплава или изготовляемые гальванопластически в виде отдельных металлических фигур, имели более универсальный характер и могли образовывать при наборе различные части книжной композиции (рамки, заставки, концовки, фоны и т.д.).

Наборные орнаменты применялись в книге издревле. Уже в западно-украинских изданиях Ивана Федорова на впервые введенном в русской книге титульном листе встречаются чисто наборные орнаменты. А в XVII в. из наборных металлических орнаментов составляют целые рамки. В XVIII в. в Россию обильно ввозят с Запада типографские орнаменты, довольно художественные по выполнению. Почти все известные типографии XVIII- XIX вв. широко применяли наборные украшения, комбинируемые самыми различными способами.

Наборный орнамент из серии 'РСФСР'

Наборный орнамент из серии 'РСФСР'

Наборный орнамент из серии 'РСФСР'____Наборный орнамент из серии 'РСФСР'____Наборный орнамент из серии 'РСФСР'____Наборный орнамент из серии 'РСФСР'

Пример наборного орнамента показаны на рисунках сверху. Простейшие сочетания воспроизведенных раппортов позволяют создавать различные элементы графического оформления изданий (заставки, концовки, внутритекстовые украшения, рамки, угольники, фоны и т.д.).
Политипажи - это сюжетно-тематические или орнаментальные изображения, имеющие самостоятельный характер, т.е. композиционно не сочлененные с другими элементами орнаментов или иллюстраций и рассчитанные на многократное применение в различных изданиях.
По композиционной замкнутости рисунка и технической его "нерасчлененности" политипажи примыкают к рисованным орнаментам. Поэтому политипажи можно рассматривать как промежуточную группу книжного убранства, часто переходящего в область иллюстрации.

Политипажи в стиле Ренессанса____Политипажи в стиле Ренессанса

Период широкого применения наборного орнамента и политипажей в русской книге - первая половина XIX в. Если в XVIII в. наборный орнамент и политипажи применялись главным образом для оформления текстовых страниц и титульных листов, то в XIX в. (особенно первой половине) наборный орнамент и политипажи широко применялись для оформления обложек.
Орнаментированные буквицы, так же как и орнаменты, могли быть рисованными или наборными. Рисованные буквицы, как и политипажи, представляют собой цельные композиционные формы.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОРНАМЕНТА
Дизайнер, стремящийся достигнуть высокого профессионального мастерства в орнаментике, должен, прежде всего, овладеть закономерностями композиционного построения орнамента. Тут наиболее существенна роль типизации и ритма.

Типизация в орнаменте представляет собой творческую переработку, видоизменение, преобразование форм действительности в формы орнаментальные. Этот процесс обусловливается культурой данного народа, эпохой, художественными взглядами.

Поскольку в основе любого орнамента лежит определенная натура, для типизации необходимо тщательное изучение натуры. Лист дуба в орнаменте, хотя и не представляет собой копии действительного листа дуба, тем не менее, передает типичные, характерные черты этого и других дубовых листьев.
Несомненное влияние на типизацию оказывают назначение орнамента (для книги, архитектурного сооружения, узора на материи и проч.); материал, на котором орнамент выполняется (бумага, камень, холст и т.д.); техника выполнения орнамента.

Художник книжного орнамента не стеснен особенностями материалов и техники исполнения в такой степени, как, например, мастер коврового узора. Книга допускает более свободную и разнообразную стилистическую трактовку узора, чем другие орнаментируемые предметы. Требование "книжности" орнаментального узора сводится в основном к увязке орнамента со шрифтом и другими элементами оформления книги.
Ритм широко проявляется в жизни и искусстве. Многие явления природы - смена дня и ночи, биение сердца, чередование листьев на растениях и т.д. - происходят ритмически. Ритм присущ также трудовым процессам (косьбе, работе топором, молотом и т.д.), играм, танцам. Ритм ярко выражается в архитектуре, поэзии, музыке, пении - во всех видах искусства.

Ритм в орнаменте достигается гармонической соразмерностью всех орнаментальных мотивов между собой и с украшением в целом. Ритмическая пропорциональность всех частей орнамента - одно из основных условий, обеспечивающих единство орнаментальной композиции. При этом пропорциональность частей орнамента не обязательно должна соответствовать соотношениям предметов в действительности. При определенных сочетаниях орнаментальных раппортов или мотивов может образовываться симметрия.

Симметрия - частное явление ритма, одна из наиболее ясно выступающих закономерностей в орнаменте. Различают симметрию зеркальную и свободную. В орнаменте, построенном на основе зеркальной симметрии, может быть проведена в середине изображения прямая линия (ось симметрии), которая делит его на две равные части. В орнаменте, построенном на основе свободной симметрии, отдельные части могут иметь некоторое отступление от точного их зеркального повторения.
В ритмическом построении орнамента немалую роль играет иногда цветовое решение орнаментальной композиции.

Цветовое решение орнамента

Цветовое решение орнамента

Цветовое решение орнамента

Типизация и ритм в орнаменте - средства, придающие ему особую выразительность. Но пользоваться ими нужно не ради них самих, а для выполнения тех задач, которые художник хочет решить своим орнаментом.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРНАМЕНТУ
Одно из самых главных требований, предъявляемых к книжному орнаменту, заключается в связи орнаментальных мотивов и композиции с содержанием издания и его назначением.
Поэтому применение различных видов украшений в книге зависит, прежде всего, от типа и вида изданий. Такие украшения, как заставки, концовки, инициалы, наиболее широко применяют в изданиях художественной литературы и книгах по искусству. В некоторых учебных, отчасти научных и других специальных изданиях украшения противоречат документальному характеру их текста. Поэтому в таких изданиях украшения или совсем не применяются, или имеют ограниченное применение. Во всяком случае, украшения не должны создавать излишней пестроты в оформлении.

Во всех случаях применения в книге орнамента (на титуле, контртитуле, фронтисписе, шмуцтитулах, спусковых, концевых страницах и т.д.) он, как правило, должен иметь подчиненное, второстепенное значение, чтобы не мешать восприятию шрифта. Орнамент в книге должен восприниматься не как чужеродный элемент, а как часть общей книжной композиции, которая наряду с другими графическими элементами (шрифт, иллюстрация) участвует в формировании целостного образа книги.
При решении книжного орнамента немалое значение имеет связь его с другими элементами оформления книги (особенно шрифтом и иллюстрацией). Примерами удачного сочетания можно полюбоваться в работах художников Дмитрия Бажанова, Николая Ильина, Владимира Фаворского и других.

Литература:

  • Соколова Т. / Орнамент - почерк эпохи / 1972
  • Ильина Т.В. / Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков XII-XV веков / 1980
  • Андрейчук Ю. / Кельтские орнаменты. Типология, элементы, шрифты / 1998
  • Зернова А.С. / Орнаментика книг московской печати XVI-XVII веков / 1952

КомпьюАрт 8'2000

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама