.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Основы оформления газеты. Часть 3

Газетные заголовки. Их виды и оформление

Шрифтовое оформление заголовков
Выразительность заголовка во многом зависит от размера (кегля) его шрифта. Выбор кегля определяется важностью газетного материала, к которому относится заголовок, объемом этого материала и количеством колонок, на которые он разверстан, а также местом заголовка на газетной полосе и ее форматом.

Чем важнее статья или заметка, тем более крупный шрифт используют для набора заголовка. Между объемом газетных материалов и кеглем шрифтов заголовков существует прямая зависимость: чем больше объем статьи, тем крупнее заголовок. Верстальщику приходится учитывать и то, как разверстана статья: чем больше текстовых колонок она занимает, тем крупнее должен кегль шрифта быть для ее заголовка.

На выбор заголовочных шрифтов влияет и формат газетной страницы. Поскольку объем материалов, публикуемых в крупноформатной газете, как правило, больше, чем в малоформатной, то заголовки к ним набирают шрифтами более крупных кеглей.

Выбирая шрифты для заголовков нескольких соседних материалов, расположенных на одной газетной странице, приходится учитывать разницу в их размерах. Заголовок, набранный крупным кеглем, выделяется сильнее, если соседние заголовки будут набраны мелкими кеглями. Если же набрать несколько соседних заголовков одинаковыми по кеглю шрифтами, то важнейший из этих заголовков может потеряться, поскольку будет недостаточно выделен. Для набора газетных «шапок» — над подборкой или полосой — используют шрифты крупных кеглей. Конечно, кегль шрифта для шапки, стоящей над подборкой, зависит как от ее значения, так и от количества и объема входящих в подборку материалов. В любом случае шапка набирается шрифтом более крупного кегля — на одну—две, а то и больше ступеней, чем заголовки заметок, входящих в подборку.

Шапку над полосой оформляют шрифтами размером 28, 32, 36, 42 и даже 48 пт. Иногда при публикации особо важных сообщений в газетах большого формата для набора «шапок» используют еще более крупные шрифты — 60 и 72 пт. В малоформатных газетах титульные шрифты больше 48 пт обычно не применяются.

Если шапка над полосой состоит не из одной, а из нескольких строк, то для ее оформления можно применить шрифт одной гарнитуры, но разных кеглей. Например, важнейшую по значению строку набирают шрифтом 48 пт, а остальные — более мелким — 36 пт.

Многострочные заголовки рекомендуется набирать шрифтами более мелких кеглей — на одну ступень ниже, чем однострочные. Строки такого заголовка, даже набранные более мелким шрифтом, в целом образуют крупный, хорошо выделяющийся на полосе блок и занимают значительную площадь. Если набрать многострочный заголовок шрифтом обычного кегля, он может «задавить» все остальные заголовки.

В малоформатных газетах, стремясь сэкономить площадь для текста, нередко уменьшают шрифты заголовков и шапок. Но выигрыш в несколько текстовых строк оборачивается серьезным проигрышем: мелкие, невыразительные заголовки теряются на газетной странице, а в результате важные статьи и сообщения остаются не замеченными читателями.

При оформлении заголовков различных уровней на полосе важно выдержать правильное соотношение между их шрифтами. Подзаголовки набирают более мелкими шрифтами, чем основные заголовки. Тематический подзаголовок, стоящий под основным заголовком, обычно оформляют шрифтом на две ступени меньше шрифта заголовка. Так, если заголовок набран шрифтом 28 пт, то для подзаголовка берут шрифт 20 пт. Эта рекомендация относится и к оформлению подшапок, стоящих над подборками или на целой полосе. Такая контрастность в размерах шрифтов заголовка и подзаголовка препятствует их смысловому объединению при чтении — взгляд читателя направлен прежде всего на основной заголовок.

Служебные подзаголовки, имеющие вспомогательные функции, набирают в основном мелкими шрифтами — 12 и 16 пт. Для набора внутренних подзаголовков обычно выбирают некрупные шрифты размером 10, 12, реже 16 пт. Такие заголовки должны достаточно хорошо выделяться и читаться в тексте статьи и вместе с тем не занимать много места. При оформлении «афишкой» подзаголовки в зависимости от их значения можно набирать шрифтами разных кеглей.

Для рубрик применяют мелкие шрифты — кеглей 10, 12, а на полосе большого формата, над важным разделом газеты или над крупной статьей — 16 и даже 20 пт. Рубрику над тематической подборкой, иногда играющую роль своеобразной шапки, набирают и более крупным шрифтом.

Оформляя заголовки, следует учитывать и начертания шрифтов — различия между ними по насыщенности, ширине и наклону. Заголовки главных материалов газетной страницы почти всегда набирают «черными» (жирными и полужирными) начертаниями шрифтов. Однако если мы наберем подобным образом все заголовки на странице, это приведет к ослаблению их воздействия на глаз читателя — выделить какой—либо из них будет весьма затруднительно. Еще хуже будет результат, если все заголовки оформить светлыми шрифтами: полоса будет смотреться однотонно серой и на ней вообще трудно будет заметить какой—либо заголовок. Поэтому целесообразно чередовать заголовки, набранные шрифтами различных начертаний. Если, например, заголовок какой—либо статьи набран полужирным шрифтом, то заголовки соседних заметок целесообразно оформить шрифтами светлого начертания; если шапка над полосой набрана курсивным полужирным шрифтом, то заголовок стоящей под нею статьи лучше набрать прямым светлым.

Таким же образом подбирают шрифты для заголовков, подзаголовков и рубрик: полужирное начертание противопоставляют светлому, прямое — курсивному, нормальное — узкому. Если заголовок набран прямым полужирным шрифтом, то для подзаголовка нередко выбирают светлое начертание — прямое или курсивное. Рубрика над таким заголовком будет восприниматься легче, если ее также наберут шрифтом контрастного начертания, например светлым курсивом, и подчеркнут тонкой линейкой.

При необходимости можно добиться контрастности и между соседними заголовками, набранными шрифтами одного полужирного начертания. Для этого какой—либо из них набирают вразрядку. При этом заголовок, набранный, например, полужирным узким шрифтом, визуально будет смотреться как оформленный светлым шрифтом. Не следует забывать, что заголовок, набранный в разрядку, читается несколько хуже, чем обычный.

Прописные и строчные шрифты
Контрастность соседних заголовков можно в некоторой степени усилить и за счет использования прописных и строчных шрифтов: например, набрать заголовок полужирным прописным, а подзаголовок — светлым строчным.

Сочетание прописных и строчных шрифтов для оформления заголовков применяется и по другой причине. Давно замечено, что заголовки, набранные прописными шрифтами, гораздо сильнее выделяются на газетной странице. Именно поэтому для большинства заголовков используют прописные литеры.

Естественное стремление усилить воздействие заголовка на читателей при наборе его прописными не должно приводить к ухудшению его читаемости в тех случаях, когда в заголовок входят цифры, даты, имена, фамилии или инициалы, географические названия, аббревиатуры (сокращения), то есть те элементы, которые надо выделить из общего текста. Если такой заголовок набрать прописными литерами, то это выделение исчезнет.

Пример:

Неправильно:
ПАВЕЛ КОЛОБКОВ: ЕСТЬ ПЕРВОЕ РУССКОЕ ЗОЛОТО ЛЕЙПЦИГА

Правильно:
Павел Колобков: есть первое русское золото Лейпцига

При верстке малоформатной газеты следует также учитывать, что заголовок, набранный прописными, занимает больше места, чем набранный строчными. Относительно узкие текстовые колонки на странице малого формата вынуждают использовать строчные шрифты для набора заголовков чаще, чем в газете большого формата.

Выбор шрифтовых гарнитур
Шрифтовое оформление заголовка начинается с выбора шрифтовой гарнитуры. Она определяет степень выделения заголовка на газетной полосе, гармоничность сочетания его с другими заголовками и иные качества.

Верстальщики нередко говорят о необходимости добиться соответствия между характером заголовочного шрифта и содержанием, жанром газетного материала, к которому относится заголовок. Однако точно определить, в какой мере рисунок шрифта отвечает характеру, стилю того или иного материала, довольно трудно. Здесь нет четких критериев, многое зависит от субъективного восприятия. Поэтому выбор той или иной шрифтовой гарнитуры для набора заголовка определяется в основном интуицией верстальщика, его вкусом и опытом.

Самые общие рекомендации в этой области все—таки дать можно. Для человека, который имеет дело с полиграфической продукцией (верстает ли он газету или журнал или лишь читает их), каждый шрифт отличается не только большей или меньшей удобочитаемостью, он имеет также свое лицо, оказывает определенное психологическое воздействие. Недаром о шрифтах говорят: «тяжелый», «мрачный», «легкий», «веселый», «жизнерадостный» и т.п., употребляя эмоциональные характеристики. Восприятие шрифта зависит от его начертания (большей или меньшей насыщенности, ширины и т.д.) и от его рисунка.

Как же добиться гармонии шрифтов и сколько шрифтовых гарнитур для этого использовать? Можно выделить нескольких основных стилей оформления заголовков в современной периодической печати. Эти стили различаются в основном количеством шрифтовых гарнитур, применяемых для набора заголовков.

В газетах давно уже утвердился многогарнитурный стиль. Для оформления заголовков на одной газетной полосе используют четыре—пять и более гарнитур, что позволяет добиться несколько большего разнообразия в оформлении страницы.

Распространение многогарнитурного стиля оформления заголовков имеет несколько причин. С одной стороны, оно связано с национальными традициями оформления русских газет; с другой — обусловлено некоторыми особенностями их содержания. Дело в том, что для российской периодической прессы всегда были характерны относительно большие материалы — статьи, обзоры, очерки и т.д. Средний объем публикуемых в отечественных газетах материалов намного превышает объем заметок и сообщений, помещаемых в зарубежных периодических изданиях. В таких условиях использование для оформления газетных заголовков различных шрифтовых гарнитур становится дополнительным средством, помогающим избежать однообразия в подаче крупных текстовых блоков. Однако во всем должно присутствовать чувство меры. В некоторых газетах, особенно в местных, количество шрифтовых гарнитур зачастую равно количеству набранных в ней заголовков, и тогда газетная страница превращается в своеобразную витрину шрифтов, имеющихся в запасе у верстальщика. Пестрота заголовочных шрифтов не только не способствует, а скорее препятствует выделению основных заголовков.

В последние годы в наших газетах отмечается тенденция к сокращению количества шрифтовых гарнитур, применяемых для оформления заголовков, до двух—трех. Тот же процесс наблюдается и в зарубежной прессе. Это вовсе не ведет к обеднению, однообразию заголовков. Даже с помощью двух гарнитур, за счет использования различных начертаний шрифтов, варьирования их кеглей, а также сочетания набора прописными и строчными литерами, иногда удается достичь разнообразного, но простого, ясного и гармоничного оформления заголовков.

Существует и одногарнитурный стиль оформления заголовков. Его сторонники считают возможным для оформления газеты применять шрифты различных начертаний и размеров какой—либо одной гарнитуры. Они имеют для этого некоторые основания: в отдельных случаях, используя разнообразие шрифтов даже одной гарнитуры, опытный верстальщик сумеет просто и строго оформить заголовки на газетной странице. Тем не менее этот стиль все же несколько ограничивает возможности выделения важнейших заголовков.

Пестрота и дисгармония в заголовках могут возникнуть не только при использовании излишнего количества шрифтовых гарнитур, но и как результат неумелого сочетания шрифтов, противоположных по рисунку, что особенно характерно при оформлении заголовков и подзаголовков. Целесообразно в подобных случаях набирать заголовок и подзаголовок шрифтами одной гарнитуры, но разных начертаний или же шрифтами разных, но близких по рисунку гарнитур.

Наибольшего внимания требуют соседние заголовки, расположенные на одном уровне. Если набрать их абсолютно одинаковыми шрифтами, это может привести к их смысловому слиянию, особенно если они не разделены текстовой оборкой. Чтобы избежать этого, достаточно оформить соседние заголовки шрифтами разных начертаний.

Сложные приемы оформления заголовков
Стремясь усилить воздействие газетных заголовков на читателя, нередко прибегают к различным сложным приемам их оформления. Все эти приемы основаны на нестандартном применении полиграфических средств, на нарочитом отклонении от установившихся норм и практических рекомендаций. Оформляя сложный заголовок, используют шрифты разных гарнитур, начертаний и размеров, изменяют привычное расположение заголовка и его элементов, применяют сложное обрамление простыми и фигурными линейками и т.п.

Самый распространенный из этих приемов — так называемое акцентирование, то есть выделение в заголовке самого важного по значению слова или группы слов, несущей наибольшую смысловую нагрузку. Проще всего добиться нужного эффекта, набрав заголовок строчным шрифтом, а выделяемую группу слов — прописным.

Пример:

БАНДИТСКИЙ БЕЛГОРОД.
Врагам губернатора отрубают руки

Можно выделить ударную часть заголовка, оформив ее шрифтом другой гарнитуры или другого начертания. Если, например, заголовок набран прямым полужирным шрифтом, то для выделения часто применяют курсив.

Наиболее важную по значению строку двух— или трехстрочного заголовка нередко набирают шрифтом крупного кегля и более яркой гарнитуры, чем остальные строки. Для выделения слова в заголовке его нередко подчеркивают тонкой или полужирной линейкой.

Прием акцентирования в заголовке оправдан, если он применяется осмысленно, с пониманием его целей и возможностей. Зачастую в самых разных газетах при оформлении двухстрочных заголовков допускают одну и ту же ошибку: пытаются уравнять обе строки по длине. Если не получается добиться этого с помощью шрифта одной гарнитуры, набирают каждую из строк шрифтами разных гарнитур. Особенно часто для этого применяют шрифты гротесковых гарнитур, близких по своему рисунку, что иногда приводит к непреднамеренному акцентированию, при котором происходит неоправданное выделение какого—либо слова.

В некоторых газетах получают распространение приемы оформления заголовков, связанные с изменением их обычного размещения по горизонтали. Появляются заголовки, набранные вертикальной строкой — сверху вниз или по диагонали.

Цвет в заголовке
Цвет — сильное средство выделения заголовка газетного материала. Поскольку цветные заголовки обладают, по сравнению с черными, гораздо большей выделительной силой, применение их в газете требует чувства меры и хорошего вкуса. Ошибку совершают те верстальщики, которые, получив в свое распоряжение дополнительный цвет, стремятся применить его для печатания чуть ли не всех заголовков. Это приводит не только к пестроте полос, но и к тому, что основные материалы не получают достаточного выделения и теряются на полосе.

Для газетных заголовков можно взять любую дополнительную краску. Предпочтение следует отдать прежде всего красному, затем зеленому цвету, а также  светлым оттенкам синего цвета. Вряд ли целесообразно применять темные цвета, мало отличающиеся от черного. Так, заголовки, напечатанные темно—синим цветом, почти не выделяются среди обычных черных заголовков.

Для успешного оформления цветных заголовков немалое значение имеет подбор титульных шрифтов. Опыт показывает, что такие заголовки лучше набирать прописными литерами полужирного или жирного начертания. Это обеспечит более яркий, интенсивный цветовой тон.

Некоторые ошибки в оформлении заголовков
Несмотря на различия между газетами, при выборе и оформлении их заголовков часто допускаются одни и те же типичные ошибки. Одна из них — повторы в заголовках. Нередко в одном и том же номере, не говоря уже о нескольких номерах одной газеты, встречаются заголовки, повторяющиеся почти дословно. Еще чаще на полосах появляются заголовки с повтором одного или нескольких слов.

Подобные ошибки свидетельствуют об ограниченности словарного запаса редакционных работников или о крайней их невнимательности. Достаточно просмотреть сверстанные полосы газетного номера, чтобы заметить и удалить все повторы в заголовках.

Другая ошибка связана с неправильным размещением газетного заголовка, особенно многострочного. Строки нередко устанавливают над разными частями одной и той же статьи. В результате она словно распадается на две внешне самостоятельные статьи, каждая со своим заголовком. Иногда такой заголовок приходится даже читать как бы по диагонали.

Только невнимательностью можно объяснить смысловое слияние соседних заголовков. Если к тому же они расположены на одном уровне и набраны схожими шрифтами, то читаются как одно предложение, иногда неожиданно приобретающее двусмысленный характер.

Нежелательных слияний соседних заголовков легко избежать, подняв или опустив один из них либо хотя бы набрав их разными шрифтами и разделив текстовой оборкой.

Двусмысленные сочетания могут возникать и в результате слияния заголовка, подзаголовка или рубрики и заголовка стоящего под ним материала, которые иногда также читаются как одно предложение. Не меньшего внимания требует и постановка заголовка рядом с иллюстрацией — фотоснимком, карикатурой и др., поскольку может возникнуть их неудачное сочетание.

Процесс оформления заголовка
Процесс оформления заголовка разделяется на несколько этапов. Вначале в редакции проверяют, соответствует ли предложенный вариант заголовка содержанию материала, и одновременно уточняют вид заголовка, его роль на полосе. Если заголовок состоит из нескольких слов, то при необходимости его разбивают, соблюдая правила смыслового деления на строки. Уточняют постановку каждой строки — симметрично, по центральной оси или с выключкой. Затем приступают к шрифтовому оформлению заголовка. При этом выбор  шрифта для него часто определяется уже на стадии разработки макета и сетки.

Иллюстрационное оформление газеты

Иллюстрации в газете
Иллюстрация выполняет в газете  различные функции. Часто она лишь сопровождает, иллюстрирует текстовой материал — корреспонденцию, статью, хронику (отсюда ведет свое происхождение и сам термин: лат. illustrarе — прояснять) — и неразрывно связана с текстом.

Все большее значение, однако, получает самостоятельная иллюстрация, представляющая особый вид газетного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая иллюстрация обладает особой силой воздействия на читателей. Вместе с тем иллюстрация украшает газетную страницу.

Особенностями воздействия газетной иллюстрации на читателей объясняется тот факт, что постепенно она занимает все более важное место в номере. Растет количество иллюстраций на полосах, становится все более разнообразной их форма, все более ответственны задачи, которые они выполняют.

Это не значит, разумеется, что газета может постепенно превратиться в подобие иллюстрированного журнала. Текстовые материалы, несущие главную нагрузку, являются основой любой газеты, каждого ее номера. Из этого следует исходить, определяя оптимальную площадь, занимаемую иллюстрациями в газетном номере. Естественно, эта площадь может при необходимости изменяться от номера к номеру и зависит от объема газеты (ее формата, количества полос) и от ее типа. В развлекательных газетах иллюстрации должны занимать большую площадь, чем в информационных изданиях, что определяется возрастными и психологическими особенностями читателей.

Исходя из опыта оформления, накопленного советской и современной зарубежной прессой, в четырехполосной газете иллюстрации должны занимать примерно 15—20% всей площади номера. В специальных номерах (праздничных, юбилейных или тематических) занимаемая иллюстрациями площадь может быть больше.

Виды иллюстраций
Все газетные иллюстрации в зависимости от характера их оригиналов разделяются на две группы: фотографические и нефотографические.

Фотографии — это репортажные снимки, фотопортреты, фотомонтажи и фотоплакаты, фотоочерки, фотоэтюды и пейзажи, репродукции и т.д. Рассмотрим требования к различным видам фотографических иллюстираций.

Репортажный снимок должен выглядеть естественным. Плохая «инсценировка» приводит к фальши: читатель сейчас же почувствует неестественность и неправдивость показанного.

Фотопортрет может быть индивидуальным или групповым. Важно, чтобы фотопортрет не был мелким и не искажал внешность изображенных на нем людей. Иногда в газете применяются смонтированные групповые портреты: из нескольких индивидуальных портретов составляют групповой портрет, помещая его на каком—либо фоне. Сложность такого монтажного группового портрета заключается  прежде всего в том, что имеющиеся в редакции индивидуальные портреты надо привести к одному масштабу. При создании группового портрета средствами монтажа, нужно иметь в виду одинаковое освещение:  тени должны падать в одну сторону.

Фотомонтаж в наиболее сложном виде при мастерском его выполнении может стать произведением подлинного искусства: он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывает значение важных политических событий, смысл серьезных общественных явлений.

Монтаж нескольких фотоснимков может стать основой фотоплаката, который обычно помещают в специальных номерах газеты — праздничных, новогодних и т.п. Иногда в плакате совмещают фотографии и рисунок.

Одним из сложнейших видов газетной иллюстрации является фотоочерк, представляющий собой несколько посвященных одной теме фотоснимков, иногда объединенных с текстом. Он дает широкие возможности для раскрытия темы, для освещения какого—либо факта или события с разных сторон. Сегодня в печати используются разные виды фотоочерка, от простой тематической фотоподборки (нескольких снимков, скомпонованных под соответствующей рубрикой в одном месте газетного номера) до сложного, так называемого сквозного, фотоочерка, когда фотоснимки разбросаны по разным страницам номера и как бы проходят через него.

Подготовка фотоочерка требует значительного времени и высокой квалификации фотографа. Кроме того, для фотоочерка всегда нужна большая, по сравнению с другими видами иллюстрации, площадь, поскольку в него входит минимум три фотоснимка. Все эти особенности фотоочерка несколько ограничивают его использование в газетах.

Этюд и пейзаж являются хорошим средством освещения различных знаменательных событий. В качестве иллюстраций можно использовать и фоторепродукции — с картин отечественных и зарубежных художников, с документов, плакатов и т.д.

Оригиналы нефотографических иллюстраций представляют собой рисунки или чертежи, выполненные карандашом, пером или кистью. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, диаграммы, карты, схемы, чертежи и пр.

Рисованный портрет при искусном исполнении может быть более выразительным, чем фотографический. Он хорошо выделяется на газетной странице и украшает ее. Иногда предпочитают помещать в газете портрет, перерисованный с фотооригинала.

Популярнейший вид рисованной иллюстрации — карикатура. Карикатура — острое и действенное средство. Как тут не вспомнить художников Алексея Меринова («Московский комсомолец») или Андрея Бильжо («Коммерсант—Daily»), карикатуры которых настолько узнаваемы, что их можно выделить в самостоятельный жанр.

Карикатура должна быть простой и ясной, сразу же понятной каждому читателю. В большинстве случаев карикатура представляет собой рисунок пером, карандашом, фломастером и т.д. — штриховое изображение.

Хотя шарж внешне имеет много общего с карикатурой (при его выполнении также пользуются методом гиперболизации какой—либо черты изображаемого лица), но принципиально отличается от нее. Карикатура — оружие сатиры, направленное против отрицательных явлений действительности; шарж же относится к области юмора, его задача — показать положительных героев, людей, пользующихся общественным признанием и уважением. Не случайно шарж называется дружеским: он должен вызвать доброжелательную улыбку. Поэтому в шарже не допускаются грубые искажения внешних данных героя, должно сохраняться портретное сходство с ним.

Диаграмма часто сопровождает газетный текст — статьи, обозрения на экономические темы, сообщения о планах развития и т.п., облегчая понимание важнейших цифровых данных.

Вместе с международными обзорами, статьями на международные темы и другими материалами, которые могут оказаться непонятными читателям без наглядного изображения местности, на которой происходят события, нередко помещают карты. Карта в газете, ввиду небольших размеров, должна быть максимально разгружена по сравнению с картами, помещаемыми в атласах, учебниках, энциклопедиях и т.п. Вместе с тем на такой карте обязательно показывают все населенные пункты, упоминаемые в тексте материала. В последнее время нашел применение вид карты, на которой показывается местоположение описываемой страны среди других стран того или иного континента, а затем эта страна дается в увеличенном масштабе, позволяющем указать названия населенных пунктов, рек, озер и т.д.

Чертежи и технические рисунки встречаются в отраслевых газетах. Чертеж как газетная иллюстрация должен быть доступен пониманию читателя, не умеющего читать техническую документацию. В связи с этим в газете лучше помещать объемную схему, на которой детали изображаемого предмета имеют вид, наиболее близкий к подлинному предмету и лишенный присущей чертежу условности. Для большей доступности чертежа с него должны быть удалены все детали, усложняющие изображение и не имеющие существенного значения для понимания действия механизма.

Обозначения тех или иных деталей механизма могут быть даны в двух вариантах: либо в виде цифр, которые расшифровываются в наборной подписи под чертежом, либо в виде надписей названий деталей на самом чертеже. Если чертеж несложный, не имеет много надписей, то названия деталей лучше давать на самом чертеже; если же обозначений много, то лучше применять цифровые надписи.

Форма и размер иллюстраций
Газетным иллюстрациям чаще всего придают форму простого прямоугольника, вытянутого по вертикали или по горизонтали. Такая форма упрощает верстку номера. Однако отличные от прямоугольника формы иллюстрации тоже хорошо воспринимаются и способны привлечь внимание читателей.

Выбирая форму иллюстрации, одновременно необходимо определить ее величину и размер. При этом прежде всего исходят из содержания и значения иллюстрации на полосе и во всем номере. Типичный недостаток многих газет — искажение мелких деталей на небольших иллюстрациях. Нередко одна—единственная выразительная иллюстрация большого размера производит большее впечатление и лучше смотрится на газетной странице, чем два—три крошечных снимка или рисунка.

Наиболее удобно верстать иллюстрации размеров, кратных форматам текстовых колонок. Они позволяют свободнее макетировать номер, производить при необходимости переверстку, перемещать иллюстрации на полосе или с одной полосы на другую. Но в газете помещают иллюстрации и нестандартного размера. Безусловно, наилучшим вариантом при определении размеров иллюстраций является сочетание стандартных и нестандартных форматов. Применяя в газете иллюстрации в основном стандартных размеров, полезно иногда помещать на полосу и нестандартные по размеру иллюстрации.

Привлекательно выглядит на газетной полосе узкий, сильно вытянутый по вертикали фотоснимок.

Особенности иллюстрирования газет разных типов
Тип, характер газеты, особенности стоящих перед ней задач определяют различия в количестве и характере иллюстраций. В принципе, в любой газете, независимо от ее типа, можно с успехом применять все виды иллюстраций.

Большое значение для иллюстрирования газеты имеет ее объем — число полос и, в частности, формат. При малом формате газеты неизбежно уменьшение количества публикуемых в ней иллюстраций. Да и размер этих иллюстраций меньше, чем в крупноформатных изданиях. Малый формат полосы заставляет ограничивать публикацию фотоочерков, монтажей, то есть тех иллюстраций, для которых требуется значительная площадь.

КомпьюАрт 2'2006

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама
Black mask отзывы подробно. | услуги и аренда самогруза по цене