.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Полиграфические методы защиты. Часть 1

В последнее время подделывают все и вся — часы, видеокассеты, водку и пр. Процент подделок, приходящийся на бланки строгой отчетности, ценные бумаги и бумажные деньги (билеты Банка России), оценивается специалистами величиной около 8-9% от всех экономических преступлений. Конечно же, учреждения, выпускающие вышеупомянутую продукцию, стараются всячески защитить ее, в том числе и полиграфическими методами. А какими — мы сейчас вместе с вами и посмотрим.
Полиграфические методы защиты принято делить на пять групп: дизайн, печать, использование специальной бумаги (или другой основы), специальных красок и отделки.

Дизайн

На стадии дизайна возможно использование гильоширных элементов, линейных растров, гравюр и гравюрных элементов, умышленных дефектов, микротекстов, объемных эффектов, скрытых изображений, совмещающихся изображений, штриховых и контрольных кодов.

Гильош (гильоширные элементы)

«Непрерывные переплетающиеся узкие линии, образующие сложные геометрические фигуры; используются как фон на оттиске. Средство защиты от подделки банкнот и ценных бумаг»,— такое определение гильоширных элементов дается в некоторых энциклопедических словарях, однако, на наш взгляд, оно не совсем полное. Несомненно одно: гильош — это одна из основных технологий защиты документов с помощью сложной композиции из гильоширных элементов.


Гильоширный элемент (розетта). Создан в программе Cerber

Гильоширные элементы (сетки, бордюры, розетты, уголки, виньетки) — рисунок из множества пересекающихся тонких линий, определяемых математическими формулами со значениями в десяток цифр после запятой. К слову сказать, не зная точной формулы определенного гильоша, воспроизвести его практически невозможно. А разнообразие гильоширных элементов стремится к бесконечности.

Композицию из гильоширных элементов сложно воспроизвести на множительном аппарате из-за слишком малой толщины (от 40 до 70 мкм) и постоянно меняющейся кривизны линий. А повторить гильоширную композицию, полученную методом орловской печати, когда ко всем сложностям добавляется еще плавно и произвольно меняющийся цвет каждой линии, другими способами (офсет, трафарет, высокая или глубокая печать) невозможно. Поддельная линия получится либо непрерывной, но монохромной, либо меняющей цвет, но прерывистой, состоящей из растровых точек. Выдержать оба требования одновременно не получится. Кроме всего прочего, даже монохромные гильоширные элементы сложны для сканирования, так как нередко содержат повторяющиеся периодические элементы, способные загрузить огромные массивы памяти и затруднить работу компьютера. Существуют специальные программы (см. врезку), мгновенно вычерчивающие необходимые линии и композиции по заданным математическим формулам. Подробно мы поговорим о них в следующих номерах журнала. Кроме того, в настоящий момент можно приобрести диски с библиотеками готовых гильоширных элементов. В России такие библиотеки производит фирма SecureSoft.

Гильош является, можно сказать, старинным способом защиты. В России гильош появился на ассигнациях и прочих ценных бумагах еще при Александре II — в 1866 году. Однако технология гильоша постоянно совершенствуется. Методы создания гильоширных элементов упрощаются, а сложность самой композиции из этих элементов увеличивается. В настоящее время их уже не создают на специальных механических гильоширных машинах, а моделируют на компьютерах и печатают либо офсетной, либо многоцветной орловской печатью. Чем дороже ценная бумага, тем сложнее на ней гильоширные элементы.

Линейные растры

Специалистам в области дизайна и полиграфии было бы излишне рассказывать о стандартных видах растровой точки в виде круга, эллипса и ромба или о стохастическом растрировании (где растровой ячейки вроде как нет совсем). Специальные растры отличаются от вышеупомянутых необычными формами точек растра (концентрические квадраты и пр.). Суть здесь заключается в использовании сетки, состоящей, например, из концентрических окружностей, и в формировании элементов изображения за счет изменения ширины образующих линий.

Гравюрные элементы


Гравюра. Создана в программе Graver

Применение изображений и отдельных элементов в стиле гравюры — старая традиция в технологии защиты купюр, ценных бумаг и документов. Однако в последнее время сложность изображений, а одновременно мастерство и скорость изготовления таких элементов защиты значительно возросли в связи с применением компьютерных технологий. Традиционные ручные технологии изготовления гравюры используются все реже. Для создания изображений в стиле гравюры существуют специализированные программы.

Дефекты

Иногда для защиты документов специально вводят различные «огрехи». Это могут быть недостающие буквы, знаки препинания (помните, как чекисты разоблачают шпионов в романе В. Богомолова «Момент истины»?), знаки, сдвинутые относительно базовой линии, и пр. Предполагается, что авторы подделки могут не заметить подобных дефектов, а те, кто по роду деятельности отлавливает подобную «липу», будут иметь в виду эти «недостатки».

Микротекст


Микротекст на купюре 100 долл. США образца 1996 года

Микротекст — очень распространенное средство борьбы с изготовителями поддельной продукциия, которое применяется для защиты ценных бумаг не только на бумажных, но и на полимерных основах. Особенно он помогает при попытках сканирования документов, поскольку сканеры не могут его четко распознать. Микротекст — это некий набор символов чрезвычайно малого размера (от 120 мкм), воспринимаемый человеческим глазом как обычная тонкая линия. Разглядеть его можно только при помощи оптики, а воспроизведение обычными полиграфическими методами сильно затруднено.

Объемный эффект

Объемное изображение, как правило, крайне сложно заметить, а воспроизвести вообще не представляется возможным. Этот эффект основан на особенностях человеческого зрения.

Скрытые изображения

Скрытые изображения («призрачные» — ghost, «фантомные» — phantom image) создаются на основе рельефа, полученного способом глубокой печати.
Существует несколько способов их изготовления. Например, можно создать скрытое изображение из параллельных, одинаковых по ширине линий на переднем и заднем планах; на этом изображении линии переднего плана будут более рельефными, чем линии заднего плана. Другими словами, при обычном освещении передний и задний планы ничем не будут отличаться друг от друга и только под определенным углом зрения станет видно, что задний план более светлый.
Более сложный способ заключается в том, что можно сделать рисунок из тонких параллельных линий одинакового рельефа, но в нем линии переднего плана будут перпендикулярны линиям заднего плана. Таким образом, в зависимости от освещения или угла зрения передний план будет светлее заднего, и наоборот. Например, в косопадающем свете на узорной гильоширной ленте на лицевой части российских купюр можно увидеть кипп-эффект — буквы РР (российский рубль). Справедливости ради следует отметить, что увидеть данный эффект достаточно непросто. При этом иногда встречаются подделки, на которых вышеупомянутые буквы видны хорошо, причем под любым углом.
При обычном рассмотрении купюры скрытые изображения обычно выглядят как простые элементы дизайна, и лишь при определенном освещении становится заметной скрытая информация — в этом и заключается особая привлекательность «фантомных» рисунков для дизайнера и заказчика.

Метамерные изображения

Собственно говоря, этот способ можно было бы отнести и к защите документов с помощью специальных материалов, но поскольку закладывается он на стадии дизайна, то стоит рассмотреть его именно здесь — в категории скрытых изображений. Метамерным называют физический эффект, при котором два различных материала имеют примерно одинаковые цвета при одном освещении и совершенно разные при другом.
Некоторые метамерные изображения кажутся одинаковыми при разных оттенках белого света, но выглядят по-разному при освещении с цветными фильтрами.
Например, на купюре в 250 гульденов (Нидерланды) в зарослях невозможно заметить сидящего кролика, но если смотреть через красный фильтр, то картинка со зверьком проявится очень четко.
Согласитесь, это неплохое средство борьбы с подделками, тем более что сканеры и цветные принтеры не способны качественно воспроизвести метамерный эффект.

Совмещающиеся изображения


Орловская печать на купюре 500 руб. образца 1997 года. Границы цветовых переходов четкие, без разрывов, перекосов и наложений одного цвета на другой

Еще один метод получения скрытого изображения, применяемый в основном для защиты особо ценных бумаг, — совмещающиеся изображения. Суть его состоит в том, что одна часть изображения печатается на лицевой стороне, а вторая наносится на оборотную. На просвет все элементы совмещающихся изображений должны совпасть и образовать единый рисунок. Часто подобные изображения делаются цветными за счет окрашенных частей рисунка противоположной стороны купюры. Изготовление совмещающихся изображений ведется на специальных машинах, и получить их в обычных типографских условиях невероятно сложно.

Контрольные и штриховые коды

Только не подумайте, что для защиты ценных бумаг используются те же штрих-коды, что и для маркировки товаров. Скорее, это похоже на закодированный рисунок.
В последнее время множество специализированных фирм работают над созданием ноу-хау в области защиты документов и ценных бумаг методами дизайна. В качестве примера можно привести технологию «Графическая защитная ловушка LIFT», разработанную голландской фирмой AestronDesign. Она способствует защите цветных ценных бумаг от копирования, и это практически все, что о ней известно. По понятным причинам информация о новых разработках на эту тему не распространяется и является закрытой.

Технологические способы печати

Это очень важный этап при производстве ценных бумаг. Как вы поймете из нижеследующего, каждый способ печати имеет свои преимущества и недостатки, поэтому их часто комбинируют; например, российские рубли выполнены тремя видами печати — металлографской (глубокой), офсетной (орловской и ирисовой) и высокой.

Орловская печать

Орловская печать — это разновидностью офсетной печати, при которой в элементах получаемых изображений предусмотрен переход одного цвета в другой. Суть процесса состоит в том, что многокрасочное изображение формируется путем переноса печатных красок с цветоделенных печатных форм высокой печати на сборную форму — клише (где получается цветное изображение) с последующей передачей его на запечатываемый материал за один прогон. При этом граница перехода является четкой, отсутствуют перекосы и разрывы штрихов, наложение одного цвета на другой.

Способ многоцветного печатания был разработан изобретателем И.И. Орловым в 1890 году и назван орловским в его честь. А уже в 1893-м была построена и заработала первая орловская машина. Впервые орловская печать была применена при изготовлении кредитных билетов номиналом 25 руб. образца 1894 года. Воспроизвести эффект орловской печати обычными классическими способами печати невозможно. Для этого используется сложнейшее высокоточное оборудование, которые могут иметь только фирмы с государственной лицензией на его использование.

В качестве примера орловской печати можно привести знакомые нам российские купюры. На их лицевой стороне слева и на оборотной стороне справа (для купюры номиналом 10 руб. — наоборот) изображена орнаментальная полоса, выполненная методом орловской печати: различные цвета штриховых элементов точно совмещены друг с другом без разрывов и смещений. При рассмотрении купюры на просвет различные пробельные и закрашенные фрагменты данных элементов изображений лицевой и оборотной стороны совмещаются, образуя новый узор.

Ирисовая печать

Еще одной разновидностью офсетной печати является ирисовая печать, при которой в элементах получаемых изображений присутствует плавный переход одного цвета в другой. При этом четкая граница перехода отсутствует. Для желающих поэкспериментировать рассказываю: красочный ящик разделяется перегородкой на части, и в них закладывается разная краска. При прохождении через систему валиков эти краски частично взаимно проникают друг в друга и образуют участок с плавным переходом цветов.
Для иллюстрации этого метода печати снова обратимся к российским деньгам. На купонных полях оборотной стороны купюр виден микроузор, изображенный с помощью тонких линий, образующих шестиугольники. Микроузор на большом купонном поле выполнен методом ирисовой печати и визуально наблюдается как плавный переход одного цвета в другой.

Металлографская печать

Глубокая металлографская печать — это способ печати, при котором элементы изображений углублены в печатной форме. При печати краска из форм переходит на бумагу и при высыхании образует выступающий над поверхностью бумаги красочный слой достаточно большой толщины, который легко почувствовать на ощупь. С помощью металлографской печати достигается высокая точность и четкость воспроизведения рисунка. Мельчайшие элементы изображений на купюрах выполняются именно этим способом.
На всех российских купюрах образца 1997 года присутствуют изображения, выполненные металлографской печатью с повышенной рельефностью. Это надпись на лицевой стороне — «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» (в верхней части справа) и метка для людей с ослабленным зрением в виде кружков и прямоугольников. У свежеотпечатанных купюр указанные реквизиты легко воспринимаются на ощупь.

Офсетная печать

Офсетным называется такой способ печати, в процессе которого изображение переносится с печатной платы на резиновое полотно, а с него на бумагу. Это самый распространенный способ печати. Он успешно используется в производстве банкнот в сочетании с глубокой печатью.

В настоящее время процесс офсетной печати купюр осуществляется на машинах, способных печатать по 4 шаблона на обеих сторонах банкноты в диапазоне до 10 цветов. В прессах с высокой степенью защиты печати используется обычное полотно; каждое изображение переносится с платы перед печатью. Таким образом можно печатать и все 8 шаблонов высокого качества, что позволяет дизайнеру банкнот создавать совмещающиеся изображения, видные только на просвет. В машине для офсетной печати банкнот предусмотрена возможность подачи чернил по сдвоенному каналу и системы разделителей канала — это позволяет оператору создавать самые сложные образцы радужной или ирисовой печати.

Вплоть до конца 1960-х влажная офсетная печать широко использовалась в производстве банкнот. Использование полиметаллических или алюминиевых печатных плат позволяло получать изображения хорошего качества, хотя существовало и одно «но»: в процессе печати требовалась химическая обработка пробельных элементов платы. Соответственно оператор должен был постоянно поддерживать высокий уровень квалификации.

Кроме того, существуют определенные ограничения технического характера; скажем, некоторые чернила для офсетной печати не подходят для влажной офсетной печати. Именно поэтому в течение последних 30 лет в основном использовали метод сухой офсетной печати.

Благодаря появлению в последние 10 лет сканеров и настольных принтеров стало возможным возникновение нового поколения подделок. Чтобы повысить уровень защиты ценных бумаг, дизайнеры стали дополнительно использовать глубокую печать для создания многоцветного фона на банкнотах, но эта тенденция себя не оправдала.

Многие центральные банки и производители евро решили не применять глубокую печать на оборотной стороне банкноты. Ее по ряду вполне объективных причин (экономия средств и ускорение производства) заменила влажная офсетная печать с высоким разрешением.

Все вышесказанное относится к прошлому офсетной печати и к ее настоящему. Что же ожидает офсетную печать в будущем?

На сегодняшний день существует несколько новых перспективных технологий для офсетной печати, которые изначально разрабатывались для коммерческой печати, а сейчас используются для печати банкнот.
Целый ряд других систем для офсетных машин включает автоматическую промывку после каждой смены и автоматическое изменение формата для настройки на новый режим работы, например автоматический подсчет и изменение размеров полотна.

Сухой офсет

Метод сухой офсетной печати появился около 20 лет назад и стал основным для печати произведений изобразительного искусства и декоративной печати высокого качества (до 800-900 lpi). При сухой печати получаются одинаковые линии шириной 10 микрон, поэтому производители банкнот внимательно следят за ее развитием, считая, что печать правильных линий могла бы крайне затруднить подделку банкнот при помощи копирующих устройств. К сожалению, развитие этого метода идет медленно и он все еще не может широко применяться для печати банкнот по следующим причинам:

  • короткий срок службы печатных плат;
  • пока не создана идеальная формула чернил для подобного способа печати;
  • для поддержания постоянной температуры пресса в печатной машине необходима система контроля за температурой.

Преимущества, заставляющие продолжать поиск улучшенной сухой офсетной печати, также хорошо известны:
  • большая четкость линий;
  • более насыщенные цвета;
  • высокое качество;
  • более высокая продуктивность;
  • небольшое количество отходов.

Печатная плата для сухой офсетной печати представляет собой фотополимерное покрытие на стальной или алюминиевой основе. Высокорельефный рисунок с платы (как при печатании текстов) наносится на покрытие, а затем переносится на бумагу аналогично тому, как это происходит при влажной офсетной печати, но контролировать пресс гораздо проще, да и качество неизменно. Недостатком данного процесса является нечеткость печати, однако это превращается в преимущество, когда необходимо создать рисунок фоновой печати с использованием всевозможных чернил в целях защиты от подделки.

Глубокая печать

Изобретателем принципа глубокой печати принято считать Дюрера. Сущность этого метода заключается в передаче изображения на запечатываемый материал с печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным. Глубокая печать позволяет менять размер печатных точек на растровой ячейке не только по площади, но и по высоте. За счет этого возможно получение очень качественного изображения.

Применение передовой полиграфической техники и высококачественных красок делает использование дорогостоящей и проверенной временем бумаги из хлопчатобумажного сырья, служащей основой для банкнот, более выгодным благодаря минимальным отходам, а следовательно, минимизации затрат на одну отпечатанную купюру. Большое значение здесь имеет также применение красок с высоким (обычно более 85%) содержанием сухих веществ, основанных на нетоксичном сырье высокой степени очистки. Сбалансированный химический состав также обеспечивает стабильность работы печатной машины, предотвращая простои и длительную очистку после восьмичасовой смены, что позволяет снизить уровень затрат.

В настоящее время при печати хорошо сбалансированных изображений расход краски составляет 1,5-3 кг на 1000 листов, что эквивалентно 75 кг краски на 1 миллион банкнот. Эти цифры свидетельствуют о том, что затраты на краску будут несущественны.
Будущее глубокой печати во многом зависит также от того, каких функций и характеристик удастся добиться при помощи типографских красок.

Преимущество применения глубокой печати для создания элементов защиты заключается в толщине красочного слоя, что улучшает качество защитных элементов, делая их более надежными и износоустойчивыми.

Голограммы и отражающую фольгу нередко считают необходимыми оптическими защитными элементами банкнот. Вследствие того что контактную копию приемлемого качества можно без особого труда изготовить в любой точке земного шара, возникла необходимость в усовершенствовании защитных характеристик этих элементов. Надпечатка способом глубокой печати с использованием или традиционных красок, или красок с особыми свойствами довольно эффективно и просто решает данную проблему. Лучшие составы типографской краски для глубокой печати легко сцепляются с фольгой, несмотря на то что печатать не ней очень трудно, и уже существует огромное множество примеров применения такой надпечатки — это, скажем, денежные знаки ФРГ номиналом в 50, 100 и 200 марок, а также целые выпуски швейцарских банкнот. Трудность здесь в том, что дифракционные структуры и отражающая фольга включают в себя все виды защитных химических слоев, такие как полиуретан, полиакрилат, полиэфиры и нитроцеллюлозу. Тем не менее специальная краска OVI (optically variable ink) компании SICPA, Швейцария, справляется с поставленной задачей — ее можно наносить на все эти материалы.

OVI применяется и при производстве денег — купюр номиналом 500 и 1000 руб. В верхней части лицевой стороны купюры слева изображена эмблема Банка России — двуглавый орел и надпись «БАНК РОССИИ». При изменении угла наблюдения эмблема меняет свой цвет с желто-зеленого на красно-оранжевый.

Еще одно изменение в функциональных возможностях краски для глубокой печати связано с расширением выбора типов основы, на которую наносится печать. Многие печатные фабрики планируют или уже выполняют глубокую печать на полимерных банкнотах низкого достоинства. Износоустойчивость такой основы говорит в пользу ее широкого применения, а последние разработки в области композиций красок обеспечивают длительный срок службы и отличные характеристики печати и на этих интересных материалах.

Новейшие разработки в области глубокой печати дают возможность выпускать современные, эстетичные банкноты с высоким уровнем защиты. Применение особых типографских красок для глубокой печати делает эти банкноты износоустойчивыми и гораздо более удобными для машинной обработки и автоматизации процесса выпуска денег. Следует отметить, что при изготовлении других ценных изделий полиграфической продукции, таких как акцизные марки, бандероли, свидетельства о рождении, почтовые марки и т.д., также применяется способ глубокой печати, обеспечивающий сочетание экономии затрат и необходимый уровень защиты.

Использование специальной бумаги (или другой основы)

Бумага может преподнести массу сюрпризов фальшивомонетчикам. К примеру, при печати денежных знаков используют многослойную бумагу, которая сама по себе содержит целый комплекс защитных элементов.

Денежные знаки печатают на прочной высококачественной бумаге, предназначенной специально для печати банкнот. Рассмотрим, например, процесс изготовления бумаги, используемой для печати долларов США, которую изготавливает фирма «Грейн и компания» (поставляет бумагу для печати всех валют США с 1879 года).
В качестве сырья для ее изготовления используются обрезки хлопчатобумажных и льняных тканей (точного рецепта мы, скорее всего, никогда не узнаем, но известно, что примерное соотношение этих видов сырья — 75 к 25%).
Цветные волокна для внедрения в бумагу поступают в мотках, причем волокна каждого цвета закупаются у разных фирм. Их разрезают согласно техническим требованиям.
Бумажное сырье вручную сортируется, из него удаляются инородные элементы, а затем его отправляют на резку. Полученная масса направляется в роторный котел, где при обработке перегретым паром происходит ее превращение в бумажную массу.
После охлаждения и отжима масса поступает в вымывную машину, где она многократно пропускается через специальные валы, снабженные стальными ножами, и обильно промывается артезианской водой. При этом из бумажной массы удаляются инородные включения и уменьшается длина волокон.
Далее к полученной массе добавляют отбеливатель, сырье помещают на пористую поверхность, пропускающую воду, и оставляют в таком виде на несколько дней. После этого масса поступает в размольную машину, где к ней добавляют цветные волокна и краситель, придающий бумаге кремовый оттенок. Бумажную массу помещают в очистную машину (называемую «Иордан»), а затем пропускают через фильтр, удаляющий неразмолотые волокна.
Полученная масса содержит до 99% воды, для удаления которой массу многократно прокатывают по вращающейся проволочной сетке. При этом волокна переплетаются и образуется бумажное волокно, которое подвергается дополнительной обработке с целью удаления остатков воды и уплотнения волокон (специальные отсосы, вакуумный ролик и пр.).

На окончательном этапе бумагу сушат, пропуская ее через серию валиков, состоящих из больших полых стальных цилиндров, нагретых паром. В результате описанного процесса получается бумага, похожая на промокательную.
Для придания бумаге необходимой плотности ее пропитывают животным клеем и глицерином, пропускают через жесткие валики и сушат. Готовая бумага, разрезанная на 32-сюжетные листы в пачках по 10 тыс. листов, поступает в Бюро гравирования и печати в Вашингтоне. Полученная бумага выдерживает многократный изгиб (до 4 тыс. раз), устойчива к разрыву и продавливанию, имеет характерный хруст.

Обычно бумага для денежных знаков содержит двух- или многотоновой водяной знак — чередующиеся более темные и более светлые участки, отличающиеся от остальной части денежного билета. Хорошо видимый на просвет, он обязательно должен иметь слегка размытые, нечеткие контуры. Это связано с тем, что толщина бумаги изменяется плавно. Заметим, что возникший как клеймо производителя бумаги, водяной знак стал теперь неотъемлемой частью защиты денежных знаков. Различают локальный водяной знак — рисунок, расположенный в определенном месте банкноты (обычно на купонном поле), и общий водяной знак — непрерывно повторяющийся рисунок, расположенный по всему полю купюры.

В бумагу банкнот добавляют защитные волокна различных цветов. Волокна хаотично расположены на бумаге и находятся как в толще, так и на поверхности бумаги. Кроме того, иногда на стадии отлива в бумагу банкнот могут вводиться цветные включения, выполненные из полимерной пленки, в форме кружков или многоугольников — так называемые конфетти.

Бумага денежных знаков не содержит оптического отбеливателя и поэтому в фильтрованном ультрафиолетовом свете (длина волны 366 нм) выглядит темной. Бумага же общего назначения будет люминесцировать голубым или ярко-голубым светом. Это хорошо заметно, даже если осветить боковую сторону пачки бумаги. Заметим однако, что если купюра попала в раствор стирального порошка (например, при случайной стирке), то бумага адсорбирует порошок и будет люминесцировать в УФ-свете. Вывод: не прячьте заначку рядом с моющими средствами!

Водяные знаки


Водяной знак на купюре 500 руб. образца 1997 года

Самый известный и давно существующий способ защиты — это водяные знаки. Они получаются в процессе изготовления бумаги (см. КомпьюАрт № 10’2001) при прохождении бумажного полотна через специальные цилиндры и представляют собой изменение толщины полотна, при котором возникает эффект скрытого рисунка. Они могут быть темными (рельефными) и светлыми (линейными) при просмотре на просвет или при некотором наклоне.

Волокна

Как мы видели на примере производства бумаги для изготовления долларов, цветные волокна (волокна Силуриана) вводятся в мягкую (сырую) бумажную массу. Встречаются случаи подделки даже такого признака, однако нужно помнить, что настоящие защитные волокна отделяются пинцетом, а на подделках нити отпечатываются или рисуются. Волокна могут быть видны невооруженным глазом (как на долларах или франках) либо быть бесцветными или флуоресцентными (как на гульденах). Они не обязательно должны иметь в сечении строго круглую форму. Наоборот, одним из трудновоспроизводимых признаков является необычная (и/или переменная) форма сечения. Волокна могут быть не полимерными, хлопковыми, метализированными и т.д.
И еще — бумага с защитными нитями практически отсутствует в свободной продаже.

Металлизированные полоски


Металлизированная полоска на купюре 500 руб. образца 1997 года

Часто в бумагу бумажных купюр вводят пластиковые, металлизированные или металлические нити, иногда выходящие на поверхность денежного билета с лицевой стороны (так называемые плавающие). Нить может иметь магнитные свойства или флуоресцировать под воздействием УФ-излучения, при этом свечение может быть как одноцветным, так и многоцветным. Обычно нить содержит повторяющийся микротекст.
На стадии разработки внешнего вида купюры, хороший дизайнер может ввести металлизированные полоски в общую композицию.

Конфетти

Как уже упоминалось выше, на стадии отлива бумаги в ее массу наряду с нитями могут вводиться небольшие (1-2 мм) круглые или квадратные включения — конфетти. Они могут быть цветными или бесцветными; бумажными или пластиковыми; видимыми только в УФ-лучах; флуоресцентными; фотохромными (чувствительными к свету); с микрозапечаткой (с номерами, буквами, логотипами и т.п.). Их, как и нити, можно вынуть с помощью пинцета.

Материал, чувствительный к растворителям

Для особо ценных бумаг может применяться специальный материал, чувствительный к влажности или сальным выделениям человеческих пальцев. Следовательно, проверить такой документ на подлинность просто: необходимо прикоснуться к нему. Отсутствие изменений свойств подтверждает подделку.

Флуоресцентные частицы

Достаточно часто встречающийся способ защиты — введение флуоресцентных частиц в массу при изготовлении бумаги. Ультрафиолетовый свет заставляет такие частицы светиться. Часто введенные частицы образуют определенную композицию или надпись.

Химические реактивы

В процессе обработки бумажной массы в нее вводятся специальные химические составы, придающие бумаге те или иные свойства. Метод определения подлинности основан на методах химического анализа. Как частный случай можно назвать бумагу Confidential Paper (SCRIP-SAFE Security Products, США), которая при ксерокопировании проявляет скрытую надпись «VOID» или «COPY». Или, например, Nocopi Security Paper (Nocopi, США) при сканировании или копировании дает засвеченную копию (сплошь черную).

Радиоактивные частицы

Наряду с другими включениями в состав бумаги могут также вводиться микроскопические дозы редкоземельных элементов, обладающих слабым радиационным излучением. Это безвредно для человека, но очень легко диагностируется специальными детекторами. Активность, тип изотопа и координаты меток являются идентификационными параметрами при проверке таких бумаг.

Эффекты

К ним можно отнести эффекты «похрустывания» и «растягивания». Например, слегка растянутый американский доллар после снятия нагрузки спружинит и вернется в нормальное состояние.

Защита с помощью специальных красок

Краски, используемые при изготовлении денежных билетов, отличаются от обычных полиграфических. Они более устойчивы к действию различных химических веществ и не изменяют свой цвет.
Иногда в краски вводится ферромагнитный пигмент, который вызывает срабатывание различных тестеров. Магнитной краской часто печатают серийные номера (рубли России) или фрагменты металлографских изображений (доллары США). Одноцветный рисунок может быть выполнен двумя красками, имеющими один цвет, но разные магнитные свойства.

Очень распространено использование пигментов, люминесцирующих под действием ультрафиолета (свечение красного, зеленого и желтого цветов). При печати современных банкнот иногда используют краски, имеющие одинаковый цвет, но различное отражение в инфракрасной области спектра — ИК метамерные краски (см. выше). Для выявления всех описанных признаков существуют специальные приборы.


Распределение магнитной краски на банкноте 100 долл. США образца 1996 года

Для печати банкнот крупных номиналов в последние годы часто используются для печати оптически изменяющиеся краски OVI, имеющие металлический блеск и способные менять цвет при изменении угла зрения. Оптически изменяющиеся краски производит швейцарская фирма SICPA по очень дорогой и сложной технологии.

Под действием различных химических веществ (стиральные порошки, растворы, используемые в химчистке, растворители) краски могут частично изменять первоначальный цвет, а иногда и вымываться (водорастворимые краски).

Защита посредством специальных красок имеет практически такой же эффект, что и защита с помощью основы. В краску точно так же могут вводиться различные частицы, например металлизированные материалы или порошки, магнитные материалы или другие специальные частицы. Применяются и иные способы защиты с помощью краски. Так, при использовании сильновпитывающихся красок невозможно удалить их из основы без уничтожения самой основы.

Таким образом, применение красок с различными свойствами позволяет усилить защиту от подделок. Их разнообразие создает эффект неожиданности и одновременно сильно увеличивает стоимость подделки.

Рассмотрим поподробнее использование магнитных красок при изготовлении ценных бумаг. Магнитные краски — это сложные коллоидные растворы ферромагнетиков. В зависимости от технологии приготовления они могут изменять свои характеристики (вязкость, намагниченность, способность к испарению) в очень широких пределах — до нескольких порядков. Коллоидные частицы, присутствующие в растворе, имеют очень малые размеры (сотые доли микрона) и поэтому способны свободно проникать практически в любой пористый материал, в том числе, разумеется, и в бумагу. От других мелкодисперсных ферромагнетиков магнитные краски отличаются не только малыми размерами частиц, но и специфической реакцией на внешнее магнитное поле. С точки зрения рассматриваемой проблемы это обстоятельство оказывается наиболее важным. Реакция магнитной краски намного сильнее, чем у большинства других магнитных материалов. Надписи или знаки, нанесенные такой краской на ценную бумагу, могут быть идентифицированы с помощью щупа с полями возбуждения определенной формы и амплитуды, не влияющими на другие ферромагнитные частицы. В принципе, магниточувствительные краски могут быть составлены из различных материалов. Технология приготовления магнитных красок с высокими рабочими характеристиками в России является ноу-хау ИМСС.

Производство магнитных красок нельзя назвать дешевым. Стоимость одного литра высококачественной краски оценивается примерно в 250 долл. США за литр.

Использование отделки

Создание некоторых защитных барьеров от подделок возможно также во время послепечатной обработки. Самые распространенные способы обработки ценных бумаг и этикеток — тиснение, нанесение голограмм, внутренняя или внешняя высечка, перфорация или просечка продукции и т.п.

Тиснение

Различают плоское и рельефное тиснение, блинтовое (слепое) тиснение и тиснение фольгой. В принципе, процесс тиснения легкодоступен, но его высокая себестоимость и малая производительность дешевых аппаратов делают малотиражное производство очень нерентабельным.

Голограммы

Голограмма, представляющая собой специальное трехмерное изображение, выполненное на фольге или на другом материале методами лазерной технологии, является довольно надежным средством защиты. Как правило, голограммы прикрепляют к бумаге методом горячего тиснения или припрессовкой. В настоящий момент голограммы применяют для защиты купюр, ценных бумаг, фирменной упаковки программ, ценных изделий, аудио- и видеокассет и некоторых других товаров.
Возможны случаи, когда голограмма прикрепляется к бумаге с помощью ламинирования.

Нумерация

Здесь, в общем-то, без особых комментариев понятно, что большой тираж ценных бумаг с одинаковыми номерами способствует легкому обнаружению подделок.

Высечка

При малых тиражах этот способ редко подвергается подделке из-за высокой стоимости штампов.

Перфорация

Перфорирование — это прокалывание бумаги (или другой основы) в виде текста (или картинки). Швейцарский Microperf — образец современного перфорирования банковских билетов. Это мельчайшие отверстия, образующие на купюре рисунок, который является «визитной карточкой» подлинной швейцарской валюты.

Ламинирование

Ламинирование — обработка печатной продукции путем припрессовки специальной пленки на печатный лист для придания ему блеска, жесткости и для более надежной защиты от внешних воздействий.

Пленки типа VOID

Основное свойство многослойной самоклеящейся пленки типа VOID заключается в слабой связи между внутренними слоями и сильным клеевым слоем. Последний служит для приклеивания пленки к изделию. При отрыве пленки от изделия снимается только верхний слой, под которым появляется надпись «VOID», что означает «недействительный». Повторное наклеивание уже невозможно. Такой способ часто применяется для защиты компьютеров, лицензионных программ, импортной бытовой техники.

Новые разработки

В последнее время технологии защиты документов все более усложняются, их разработкой занимаются не только в лабораториях различных фирм, но и в научных институтах. Так, сравнительно недавно прошло сообщение, что в Сибирской государственной геодезической академии создали уникальный метод защиты. Занимаясь исследованиями в области лазерной обработки поверхностей, сотрудники кафедры метрологии и стандартизации огня геодезической академии обнаружили необычный эффект. Оказалось, что если определенным образом обработать бумагу лазером, то можно получить скрытый рисунок, который надежно защитит ее от подделки. Такой способ защиты ценных бумаг пока не имеет аналогов ни в стране, ни в мире.

Итак, на чем же основаны все методы защиты продукции? В основном это эффекты неожиданности, сложность воспроизводства, дороговизна используемого материала и устройств (что делает подделку дороже оригинала).

КомпьюАрт 1'2002

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама