.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Слово о рубрикации

Рубрикация — казалось бы, что здесь сложного?
Когда спрашиваешь верстальщиков, все вроде бы «в теме», но когда доходит до практики, то от былой уверенности зачастую не остается и следа — приходится лихорадочно искать соответствующую информацию в справочниках и на специализированных ресурсах Интернета. Данная статья как раз и предназначена для знающих, но не вполне уверенных в своих знаниях.

Важным элементом архитектоники книги является ее деление на части, главы, параграфы и т.д. Рубриками называют заголовки частей издания (заглавия, внутренние заголовки подразделов и пр.), а также выделенные заголовками части издания. Соответственно рубрикация — это система заголовков издания, показывающая логическую связь и соподчиненность частей текста. Логичное и четкое оформление системы заголовков помогает понять структуру литературного произведения и облегчает чтение книги.


Различают заголовки тематические (представляющие собой название какого-нибудь раздела), нумерационные (например, «глава вторая»), смешанные (состоящие из двух частей — нумерационной и тематической). А.Э.Мильчин в своем «Справочнике для издателя и автора» дает более подробную классификацию, которая интересна в теоретическом плане, но на практике пользы от нее немного.

Тематическая часть заголовка дает читателю информацию о содержании раздела, поэтому обычно ее выделяют сильнее. В некоторых изданиях нумерационная часть заголовка более важна, чем тематическая, — например в учебниках, ведь, давая домашнее задание, преподаватели указывают именно номера параграфов. В таких случаях нумерационная часть заголовков выделяется сильнее, чем тематическая.

Большое значение нумерационная часть заголовка имеет в индексной системе рубрикации. По этой системе перед каждым заголовком в книге проставляется цифровой индекс. Например, если книга делится на главы, параграфы и пункты, то есть имеет заголовки трех степеней, то заголовки первой степени получают индекс, показывающий порядковый номер главы в книге, например седьмая глава — индекс 7. У заголовков второй степени индекс состоит из двух частей: первая — номер главы, в которую входит параграф, а вторая — порядковый номер параграфа в этой главе. Таким образом, индексом 7.2 обозначается второй параграф седьмой главы. Соответственно заголовки третьей степени имеют индекс из трех частей, и индексом 7.2.1 нумеруется первый пункт второго параграфа седьмой главы. Такая индексация удобна для читателя, так как сразу показывает, какое место занимает заголовок (и относящийся к нему раздел текста) в архитектонике всей книги.

Порядковые номера частей, разделов, глав и т.п. могут быть обозначены словами, римскими и арабскими цифрами. Например:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РАЗДЕЛ 2
Глава III
§ 4

За порядковым номером части, раздела, главы, параграфа могут следовать заголовки, которые в тексте помещаются под словами часть, раздел, глава (обычно в красную строку). Порядковый номер параграфа (в учебной и справочной литературе со знаком §) надо писать в строку с его названием, отделяя точкой.

Для основы заголовка желателен именительный падеж. В подчиненных заголовках не должно повторяться уже раскрытое в подчиняющем заголовке содержание главы или раздела (рис. 1).


В конце заголовков и подзаголовков, помещенных в красную строку, точка обычно не ставится. Исключение может составлять литература для детей младшего возраста.

Выявить соподчинение заголовков или их различия можно как с помощью шрифтовых средств, так и путем разного их расположения на полосе. Основной арсенал рубрицирования можно представить в виде схемы (рис. 2).

Шрифтовые средства сводятся к использованию шрифтов различной насыщенности и начертания. При прочих равных условиях прописной шрифт выделяет сильнее строчного, шрифт более крупного кегля — сильнее более мелкого, полужирный — сильнее светлого.

Если исходить только из сравнительной силы шрифтов, то при многостепенной рубрикации пришлось бы прибегнуть к шрифтам очень крупного кегля, которые казались бы непропорционально большими на сравнительно небольших страницах книги. Избежать этого можно путем различного расположения заголовков. Широко применяются следующие способы расположения заголовков (перечисляются в порядке возрастания степени выделения):

  • немой (скрытый в тексте) заголовок — внутритекстовое выделение. Его обычно используют в изданиях с очень большим числом степеней рубрикации;
  • пробельная строка — немой заголовок в виде пробельной строки того же кегля, что и текст, который она разделяет;
  • заголовок в подбор — набранный в одну строку выделительным шрифтом с последующим текстом после точки;
  • заголовок с абзаца отдельной строкой — помещается отдельной строкой между окончанием последнего абзаца одного раздела и началом первого абзаца следующего раздела;
  • боковик (фонарик, маргиналия) — расположенный на поле страницы заголовок, применяемый в изданиях с большим числом мелких иллюстраций на полях, а также в учебных изданиях с мелкими заголовками-тезисами;
  • «форточка» — заголовок-врезка с оборкой основным текстом. Применяется в основном в учебных изданиях, содержащих материал со сложными взаимосвязями;
  • рубрика без отступа — используется в изданиях со сложной рубрикацией и большим числом мелких заголовков;
  • рубрика красной строкой — применяется повсеместно, может быть нескольких степеней, различаемых кеглем и начертанием шрифта. Дает возможность читателю сделать паузу в чтении;
  • красной строкой в спусковом пробеле — размещается ниже шапки с заметной отбивкой от текста в спусковой полосе;
  • шапка — заголовок вверху спускового пробела начальной полосы;
  • шмуцтитул (шмуц-титул) — заголовок на отдельной, не занятой основным текстом полосе издания.

Надо заметить, что заголовок в подбор обычно начинается с таким же отступом, как и все абзацы в данном издании. Выделяют такой заголовок чаще всего полужирным шрифтом (строчным), иногда — разрядкой или курсивом; кегль шрифта — такой же, как для следующего за заголовком текста.

Вподверстку могут быть расположены заголовки не только одной, но и двух-трех степеней. В соответствии с их значимостью они набираются различными шрифтами. Заголовок, расположенный вподверстку, отбивается как от предшествующего, так и от следующего за ним текста. Поскольку заголовок относится к следующему за ним тексту, отбивка сверху должна быть несколько (примерно в полтора раза) больше отбивки снизу. При этом общая высота заголовка вместе с отбивкой должна равняться высоте целого числа строк — это необходимо прежде всего для того, чтобы все полные книжные полосы независимо от того, имеются ли на них заголовки, были равны по высоте.

Два заголовка вподверстку — более высокой и более низкой степени — могут следовать один за другим. В таком случае логично, если самый меньший пробел отделяет низший заголовок от последующего текста, пробел между заголовками несколько больше, а самый большой пробел отделяет высший заголовок от предыдущего текста.

Заголовок со спуском и заголовок-шапка помещаются на начальных полосах, но первый — с некоторым отступом от верха полосы, а второй — у самого ее верха. Такими заголовками могут начинаться одинаково крупные структурные разделы (например, главы), и в этом случае их следует рассматривать как равносильные. Но возможен и другой вариант — заголовок-шапка объединяет несколько разделов, каждый из которых начинается с новой полосы спусковым заголовком; в таком случае спусковые заголовки подчинены заголовку-шапке.

При всех упомянутых способах расположения заголовки членят текст, заставляют читателя сделать паузу при переходе к новому разделу. В большинстве книг подобные паузы необходимы, но в некоторых книгах изложение отличается такой плавностью, что паузы между мелкими разделами текста мешают чтению. Тем не менее заголовки для этих разделов нужны, они помогают читателю ориентироваться в материале, полезны при повторении и конспектировании. В подобных случаях заголовки низшей степени могут быть оформлены в виде «форточек» или маргиналий («боковушек», «фонариков»); перечень таких заголовков может быть помещен и в начале крупного раздела, непосредственно за его заголовком, как бы образуя план раздела.

Как уже упоминалось, «форточка» — это заголовок, врезанный в текст. Ширина врезки по всей книге должна быть одинаковой и составлять приблизительно 1/4-1/3 длины строки. Для компактности такие заголовки набирают шрифтом меньшего кегля, но полужирного начертания. Чтобы полоса с «форточкой» не воспринималась как рваная, строка над врезкой должна начинаться без отступа и перекрывать врезку не менее чем на ширину трех букв. Если концевая строка предыдущего абзаца не прикрывает «форточку», то последнюю располагают не у первой строки своего текста, а несколько ниже. Заголовки, набранные «форточкой», обычно выключают на середину врезки и отделяют от строк, закрывающих врезку сверху и снизу, одинаковым пробелом. При таком оформлении заголовки выделяются из основного текста, не мешают непрерывному чтению и компактны.

Маргиналии — это заголовки, расположенные на полях, как правило — на наружных боковых. Обычно их тоже набирают шрифтом меньшего кегля, но светлым. Применяют маргиналии редко, так как они требуют значительного увеличения наружных боковых полей.

Заголовки в виде «форточек» и маргиналий должны быть предельно краткими. В противном случае они плохо воспринимаются и мешают быстрому чтению текста.

В книге могут встречаться самостоятельные разделы, которые не имеют словесных или нумерационных заголовков. Такие разделы отделяют от предыдущего текста каким-либо специальным знаком (например, звездочкой или тремя звездочками) или просто увеличенным пробелом. Особенно часто встречаются такие рубрики в сборниках стихов.

Рассмотрим некоторые особенности строения и оформления рубрикации.

Обычно архитектоника всех разделов книги одинакова. Например, каждая часть делится на главы, каждая глава — на параграфы и т.д. Пропуск одного звена (если, скажем, в какой-нибудь главе нет параграфов, но есть деление на пункты) сразу заставляет усомниться в логичности и обоснованности рубрикации. То же самое относится к случаям, когда заголовку высшей степени подчинен только один заголовок, например в главе только один параграф. Если же в каком-либо разделе книги нет деления на самые мелкие подразделы (например, одни параграфы разделены на пункты, а другие — нет), это нельзя считать недостатком рубрикации. Возможен и такой случай, когда какой-либо раздел текста по структуре сложнее остальных и в нем необходимы заголовки промежуточной степени.

Кроме рубрик основного текста, в книге могут быть заголовки, относящиеся к дополнительным текстам. Чтобы читатель сразу отличал такие заголовки от остальных, для них подбирают заметно отличающиеся по начертанию шрифты, а также выделяют их расположением (например, иной выключкой).

Различно решается и вопрос о размещении (выключке) заголовков. Иногда заголовки, вынесенные в отдельные строки, выключаются в красную строку, то есть располагаются точно посередине полосы по ширине, что придает книжной полосе симметричность. Иногда заголовки выключаются «флагом», то есть их строки начинаются от одной и той же вертикали. Простейший случай такого расположения — выключка заголовков в левый край, но возможны и другие, более сложные варианты. Асимметричное расположение заголовков выделяет их еще более резко.

Если заголовок не вмещается в одну строку, для удобства чтения надо делить его на строки по смыслу так, чтобы не разрывать особенно тесно связанные между собой группы слов (например, предлог и следующее за ним слово или определение и слово, к которому оно относится). Из тех же соображений нельзя заканчивать строку заголовка предлогом, а также не допускаются в заголовках переносы части слов. Не следует членить заголовок на строки в ущерб смыслу, добиваясь какой-нибудь заданной конфигурации строк.

* * *

Вкратце это все, что необходимо знать для того, чтобы правильно оформить заголовки разной степени важности. Конечно, есть более сложные моменты, связанные с логической соподчиненностью, динамикой, «цветом» набора и т.д. Но об этом в другой раз.

КомпьюАрт 9'2007

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама