.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Выделяйте правильно!

Людей, которым приходится оформлять текстовые материалы, можно условно разделить на три категории: тех, кто не делает в тексте вообще никаких выделений, тех, кто знаком только с одним методом выделения (например, назначение слову начертания Bold), и тех, кто совсем не знает в этом меры (например, начертание Bold Italic с разрядкой и на выворотке). Яркий пример людей первого типа — большинство авторов ЖЖ. Там не то что выделения — даже знаки препинания не всегда есть. Вторые теоретически представляют, что в Word есть кнопки «Ж», «К», «Ч» и их можно нажимать поочередно или в комбинациях. Третьи знают все возможности текстовых редакторов и с удовольствием ими пользуются.

Если для ведения записей в личном блоге или для составления докладных знание правил выделения тех или иных частей текста не столь важно, то при наборе учебной и научной литературы оно просто необходимо. Правила применения выделений отработаны годами и применяются для того, чтобы читателю было удобно ориентироваться в тексте, комфортно воспринимать и запоминать его. Выделения в тексте позволяют подчеркнуть основные положения или выводы автора, новые термины, сделать логические ударения на некоторых словах или группах слов и т.д.

Обычно выделению подлежат следующие тестовые элементы:

  • логические усиления — логическая акцентировка отдельных слов или целых предложений;
  • термины — в научной, научно—технической и учебной литературе;
  • собственные имена — географические названия в тексте, фамилии авторов в библиографических списках, имена действующих лиц в драматических произведениях, иногда фамилии ученых в научных монографиях (при первом упоминании) и др.;
  • определения, правила, примеры, цитаты, ремарки в драматических произведениях и другие выделяемые элементы текста.

Приемы выделения делятся на три группы: шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные.

Шрифтовые приемы выделения

По степени заметности (от меньшей к большей) выделительные начертания шрифтов можно расположить в следующей последовательности: капитель; курсив светлый строчной; полужирный прямой строчной; курсив полужирный строчной; прописной шрифт (прямой и курсив); шрифт, отличающийся по степени насыщенности гарнитуры от основного текстового шрифта (например, рубленый при основном наборе антиквенным).

Капитель отличается от строчного алфавита по начертанию всего семи букв: А, Б, Е, Р, С, У и Ф. Поэтому она может быть применена либо только для сравнительно незначительных выделений, либо в текстах, предназначенных для читателей, которые хорошо владеют техникой чтения и без труда замечают даже отдельные буквенные изменения в слове или фразе. Например, в научных изданиях и вузовских учебниках капителью нередко выделяются (как в основном тексте, так и в библиографических списках) собственные имена или термины, набранные латиницей. Кстати, для выделения набранных латиницей терминов капитель наиболее приемлема, так как в латинском алфавите капительных букв не семь, как в русском, а 16 (А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, L, M, N, Р, R и Т). Кроме того, капитель — подходящий способ выделения имен действующих лиц в изданиях драматических произведений.

Курсив светлый строчной — более универсальный прием текстовых выделений по сравнению с капителью. Он особенно часто применяется в языковедческой литературе для выделения примеров (слов и предложений). Светлый курсив вполне пригоден также для выделения терминов, кратких формулировок, определений и правил в учебных и научных изданиях. В изданиях художественной литературы, особенно во внутренних ремарках в драматических произведениях, этот способ выделения более приемлем, чем разрядка или полужирный шрифт.

Менее пригоден светлый курсив для выделений крупных кусков текста (от шести и более строк) из—за меньшей, по сравнению с прямым шрифтом, удобочитаемости. Однако в документальных текстах (например, для имитации рукописных записей), в исторических, историко—литературных произведениях, мемуарной литературе выделение крупных кусков текста светлым курсивом вполне допустимо.

Крайне нежелательно применять курсив для выделения в изданиях для детей младшего возраста, в учебниках для 1—го класса и в массовой литературе, так как он затрудняет восприятие текста читателями, имеющими плохие навыки чтения.

Полужирный прямой строчной — наиболее универсальный шрифтовой прием выделения. Он пригоден для детских книг, почти для всех учебников, словарей и справочников, для ведомственных инструкций и т.д. Однако из—за чрезмерной резкости выделения этот прием не подходит для большинства монографических изданий по искусству, а также для произведений художественной литературы.

Курсив полужирный строчной может применяться для выделения в тексте в двух случаях: если внутри фразы, выделенной светлым курсивом, нужно выделить какие—либо слова или буквы (например, в грамматических текстах), а также если все остальные простые шрифтовые приемы выделения (строчной полужирный прямой, курсив светлый) уже использованы для выделения других элементов текста (например, в учебниках по географии или в словарях).

Полужирный курсив явно не подходит для выделений в изданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учебниках для 1—го класса и в художественной литературе, поскольку такой резкий прием выделения затрудняет восприятие текста.

Прописной шрифт — очень сильный и поэтому редко применяемый прием выделения в тексте. Он мало пригоден для детских изданий, так как из—за резкого изменения рисунка шрифта усугубляются трудности чтения и усвоения текста. В случае крайней необходимости можно выделить прописным шрифтом не более двух—трех слов подряд. Если выделение начинается с абзаца, оно может быть воспринято как заголовок, что дезориентирует читателя.

Рубленый, или брусковый, шрифт в тексте, набранном шрифтом другой гарнитуры, — наиболее заметный способ шрифтового выделения. Он пригоден для выделений в детских книгах и в языковых монографиях, а также в научно—справочных и официально—справочных изданиях.

Нешрифтовые приемы выделения

Набор вразрядку часто применяется не только для выделения логических усилений в тексте, но и для оформления мелких заголовков, верстаемых в подбор к тексту. Разрядка непригодна в следующих случаях:

  • если издание предназначено для малоподготовленного читателя (издания для детей младшего возраста, учебники для 1—го класса);
  • если необходимо выделить целые предложения (определения, формулировки, правила), так как в этом случае сильно снижается скорость чтения;
  • в стихотворных текстах, где разрядка может нарушить ритм чтения.

Разрядка может быть эффективно применена как способ выделения в уже выделенном тексте.

Втяжки левосторонние — удачный прием выделения примечаний, введенных в основной текст и набираемых шрифтом того же кегля, что и основной текст, примеров в учебниках, цитат в научной и научно—популярной литературе и т.д. Размер втяжки должен превышать установленный в данной публикации абзацный отступ по крайней мере на одну кегельную ширину (то есть на ширину двух букв «Н»).

Втяжки двусторонние крайне редко применяются в простых по изложению и по форме текстах, так как левосторонний отступ — это уже достаточный ориентир при чтении и просмотре любых текстов. Исключением можно считать выделение примеров с использованием вертикальных линеек для большей наглядности.

Подчеркивание — доходчивый и простой прием выделения особо значимых мест текста в учебных, справочных и других типах изданий.

Отчеркивание — также доходчивый и достаточно эффективный прием выделения, так как он в некоторой степени имитирует способ выделения, применяемый самим читателем, когда тот отчеркивает на полях ряд строк текста, имеющих для него особое значение. Наиболее приемлем этот способ выделения для усиления примеров, отдельных особо значимых цитат, различных формулировок или правил, подчеркнутых автором, и т.п.

Выставлять отчеркивающие линейки на полях не рекомендуется из—за усложнения верстки полос. Поэтому вертикальные линейки обычно ставят в пробеле, образуемом втяжкой. Отчеркивающие линейки можно ставить с одной или с двух сторон выделяемого текста.

Рамки — очень эффективный прием выделения. Но слишком частое повторение рамок снижает их эффективность. Рамки могут применяться в формульных текстах для выделения особо значимых формул, а также в некоторых учебниках (например, по математике, физике, химии) для основных законов и правил, в детских книгах и букварях для выделения ударных слов или отделения друг от друга рисунков и фрагментов текста и т.д.

Выделение вторым цветом — прием, который может быть применен для детских книг и букварей, так как отдельные слова, отпечатанные цветной краской, особенно привлекают к себе внимание детей. Сюда же можно отнести печать вывороткой. Однако выворотка крайне нежелательна для детских изданий. В основном она применяется в акциденции.

Комбинированные приемы выделения

Комбинированные приемы предполагают сочетание шрифтовых приемов с нешрифтовыми, например курсивные слова, набранные вразрядку, или замкнутый в рамки набор полужирным шрифтом.

Рекомендуемые приемы выделения для различных типов изданий

Дисциплина или издание Выделяемая часть текста Прием выделения
Учебники для 1-4-х классов
Букварь Отдельные буквы и слова Прямым полужирным или второй краской
Русский язык 1. Отдельные слова в тексте упражнений. Прямым полужирным
2. В объяснительном тексте:  
логические усиления (со 2-го класса); Разрядкой
грамматические термины; Прямым полужирным
грамматические примеры, 1-2-й классы; Прямым полужирным
то же, 3-4-й классы; Курсивом светлым
отдельные буквы и части слов в примерах, 1-2-й классы; Прямым полужирным
то же, 3-4-й классы; Курсивом полужирным
примеры-образцы, 1-2-й классы; Прямым полужирным
то же, 3-4-й классы. Курсивом светлым
3. Правила и определения Втяжкой в 24 пункта с отчеркиванием линейками с боков
Арифметика 1. Правила. Прямым полужирным
2. Определения, 1-2-й классы, Прямым полужирным
то же, 3-4-й классы Курсивом полужирным
Книги для чтения Слова-примеры или образцы, 1-2-й классы, Прямым полужирным
то же, 3-4-й классы Прямым полужирным или курсивом светлым
Естествознание и история 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Термины и определения Прямым полужирным
География 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Термины и определения. Прямым полужирным
3. Собственные имена (географические) Курсивом полужирным
Учебники для 5-10-х (11-х) классов
Математика, астрономия 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Термины и правила. Прямым полужирным или курсивом светлым
3. Определения Курсивом светлым
Физика и химия 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Термины. Курсивом светлым
3. Правила. Прямым полужирным
4. Определения Курсивом полужирным
История, литература, психология, ботаника, зоология, анатомия 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Термины и другие выделения Курсивом светлым или прямым полужирным
География 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Термины. Курсивом светлым или прямым полужирным
3. Собственные имена (географические) Курсивом полужирным
Грамматика 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Грамматические термины и правила. Прямым полужирным
3. В объяснительном тексте, правилах и определениях:  
грамматические примеры; Курсивом светлым
выделение букв, частей слов и слов в примерах. Курсивом полужирным
4. В иллюстрирующем тексте (упражнениях). Прямым полужирным
5. Слова-образцы. Курсивом светлым
6. Транскрипция отдельных звуков Курсивом светлым
Иностранные языки 1. В иностранном тексте и заданиях. Прямым полужирным
2. В объяснительном тексте, определениях и правилах:  
логические усиления; Разрядкой
термины; Прямым полужирным
примеры — иностранные слова; Прямым светлым
выделения в выделениях, буквы и части слов; Прямым полужирным
русский перевод; Курсивом светлым
выделения в русском переводе; Курсивом полужирным
фонетическая транскрипция. Прямым светлым в квадратных скобках
3. В словарях:  
иностранные слова; Прямым полужирным
фонетическая транскрипция; Прямым светлым в квадратных скобках
русский перевод; Прямым светлым
грамматические ремарки Курсивом светлым
Учебники для техникумов, колледжей, профессионально-технических училищ
Гуманитарные и общественные науки, медицина, изобразительные и прикладные искусства, архитектура 1. Логические усиления, формулировки, определения. Курсивом светлым
2. Термины Разрядкой
Математика, физика, химия, техника 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Определения и правила. Курсивом светлым или прямым полужирным
3. Термины Прямым полужирным
Техника и технология (для профтехучилищ и пр.) 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Правила и определения. Прямым полужирным
3. Термины Курсивом полужирным
Учебники для вузов, научные и научно-производственные издания
История, литература, философия, право, искусство, педагогика, экономика 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Термины. Курсивом светлым
3. Собственные имена Капителью или разрядкой
География, палеонтология, естествознание, медицина, этнография, антропология 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Термины первого вида. Курсивом светлым
3. Термины второго вида. Курсивом полужирным или прямым полужирным
4. Собственные имена Капителью или разрядкой
Физика, химия, техника, математика 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Термины. Прямым полужирным или курсивом светлым
3. Формулировки. Курсивом светлым
4. Собственные имена Капителью или разрядкой
Языковедение 1. Логические усиления. Разрядкой
2. Термины. Разрядкой или прямым полужирным
3. Примеры-предложения, слова, буквы. Курсивом светлым
4. Выделения букв, слов, частей слов в примерах. Курсивом полужирным
5. Фонетическая транскрипция. Прямым светлым в квадратных скобках
6. Собственные имена Капителью или разрядкой
Научно-справочные издания
Энциклопедии 1. Основные слова. Прямым прописным полужирным
2. Слова, на которые делается ссылка. Курсивом светлым
3. Логические усиления и термины. Разрядкой
4. Автор, на которого делается ссылка Разрядкой
Научные и научно-производственные справочники 1. Алфавитные слова. Прямым полужирным
2. Термины. Курсивом светлым или прямым полужирным
3. Логические усиления Разрядкой
Словари двуязычные 1. Основное слово. Прямым полужирным
2. Фонетическая транскрипция. Прямым светлым в квадратных скобках
3. Перевод слова. Прямым светлым
4. Пояснительные ремарки. Курсивом светлым
5. Слова в примерах, дополняющие основное слово. Прямым светлым
6. Слова в примерах, дополняющие перевод основного слова. Прямым светлым
7. Условные сокращения вариантов словообразования. Прямым полужирным
8. Условные сокращения грамматических форм (например, окончание множественного числа). Прямым светлым
9. Условные сокращения грамматические (например, указание рода) Курсивом светлым
Словари толковые 1. Основное слово. Прямым прописным полужирным
2. Смысловое значение слова. Прямым светлым
3. Варианты основного слова, меняющие его смысл. Прямым полужирным
4. Примеры применения основного слова. Курсивом светлым
5. Транскрипция слова на различных языках. Прямым светлым в квадратных скобках
6. Фонетическая транскрипция. Прямым светлым в квадратных скобках
7. Условные сокращения вариантов грамматических форм. Прямым светлым
8. Условные сокращения грамматические (например, указание рода). Курсивом светлым
9. Собственные имена (авторы примеров) Прямым светлым

* * *

По всей рукописи должна быть выдержана единообразная система шрифтовых выделений в тексте. Если в тексте имеются смысловые, терминологические и условные выделения (единиц измерения, фамилий авторов в списках литературы или в библиографических сносках), то каждой группе этих выделений надо присвоить особый прием (шрифтовой или графический) с тем, чтобы на протяжении всего издания значение его не менялось. Надо помнить, что большое количество выделений в тексте создает пестроту набора и тем самым затрудняет процесс чтения.

Рекомендуемые способы выделения в тексте учебных, научных, научно—производственных и научно—справочных изданий приводятся в таблице. Замечу, что эти рекомендации не являются догмой. Важно помнить, что выделяться должны только действительно нужные фрагменты текста, а выделения должны быть единообразными для всех соответствующих структурных элементов.

Надо отметить, что некоторые авторы справочников, например А.Э.Мильчин и Л.К.Чельцова в «Справочнике издателя и автора» (М.: АСТ, 1999), отдельно упоминают внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки как вид выделения. Но, поскольку этот случай больше относится к рубрицированию текста и оформлению заголовков, он должен рассматриваться отдельно.

В самом начале статьи я забыл упомянуть о четвертой категории людей, оформляющих текстовые материалы, — о тех, кто хорошо знает и грамотно использует упомянутые правила. Им эту статью можно было не читать.

КомпьюАрт 7'2007

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама
купить сертификат медицинской сестры