.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Типографика – наука или искусство?

"Бессмыслен труд типографа, если печатное произведение нельзя прочесть"
Эмиль Рудер

С XV века, начала книгопечатания, пройден долгий путь. Практически каждый из прошедших с того времени веков оставил для нас лучшие образцы печатной продукции. Благодаря книгопечатанию были признаны такие особенности типографики как понимание формы шрифта и его единства; восприятие в слове, строке, полосе набора как единого целого по отношению к остальной незапечатанной поверхности и многое другое... Вообще, типографика определяется как "раздел искусства печати, связанный со шрифтами и зрительным восприятием текста".

Хотелось бы поговорить о типографике именно с точки зрения восприятия текста. На создание условий для комфортного чтения влияют такие факторы как, форма и контрформа, членение текста, пропорции, контрасты, единство текста и формы, ритм и многие другие. Некоторых из них мы сегодня и рассмотрим.

Форма и контрформа. Отпечатанное на бумаге, что естественно, является антиподом незапечатанной поверхности. Но вместе они создают целое. Соотношение внутрибуквенных и межбуквенных просветов создают некий оптический эффект. Например, плотный набор делает незапечатанные участки более интенсивными и активизирует внутрибуквенное белое. Управляя разрядкой между буквами можно создать гармоничное сочетание черного и белого. Другими словами, в умелых руках разрядка может выступать инструментом ослабления или усиления контраста в отношениях внутрибуквенных форм.
Не меньшую роль играет и междустрочная разбивка. Чрезмерные белые полосы между строк ухудшают восприятие текста. В металлическом наборе пробел между строками не мог быть меньше кегля, т.е. металлической литеры. В наше время, компьютерные программы позволяют сделать это расстояние любым. Но в хорошо набранной полосе баланс между запечатанной и незапечатанной поверхностью должен находиться в гармонии, создавая эффект набора и линейный эффект строк.
Специалисты уже поняли, что в предыдущих абзацах речь шла о таких понятиях как кернинг и интерлиньяж соответственно. Межстрочные и межбуквенные пробелы не должны быть настолько малыми, чтобы перестать играть роль членения текста, но и не должны быть настолько велики, чтобы доминировать над текстом. Незапечатанные поверхности можно с успехом использовать в иерархическом членении текста.

Членение. Нас окружает огромное количество информации. Десятки газет и журналов, выпускающихся сегодня, предлагают неимоверную массу информации на любой вкус. И конечно читателю трудно усвоить все это. Типограф должен систематизировать и подать информацию, расчленяя ее на более важную и второстепенную, с помощью отбивок, красок, насыщенности шрифта, его размера и т.п. Количество текста на странице должно быть столько, чтобы он воспринимался с комфортом. Много текста утомляет, а мало приводит в раздражение, т.к. приходится часто переворачивать страницы. Сплошная масса текста без абзацных отступов и концевых строк, является признаком непрофессионализма.



Единообразие. Сегодня многие издания являются частями одного целого. В рекламе - элементы фирменного стиля на визитках, буклетах, фирменных бланках, а применительно к книгам, - это серии какого-либо издательства. При оформлении книги все должно следовать единому стилю - гарнитура шрифта, кегль, ширина полосы набора и т.д.
При создании фирменного стиля надо соблюдать единообразность всей печатной продукции, что гарантирует использование одних и тех же элементов оформления: логотип, "фирменный" шрифт, цвет, композиция.

Вариации. Вариацию можно определить, как многократное преобразование неосновной части в рамках основной темы. Известны три типа вариаций: изменение типа композиции, шрифта и цвета, при неизменности текста; изменение текста при неизменности композиции, шрифта и цвета; изменение всех элементов при условии узнаваемости основной темы.

Динамика, движение. Текст всегда находится в некотором движении. Большинство букв имеют собственную динамику. Вы никогда не замечали некоторых затруднений при чтении слов, в которых встречаются буквы З и Э? Это происходит потому, что такие буквы открыты в обратную сторону, относительно направления чтения текста. Но большая часть букв все же имеет положительную динамику, т.е. слева направо - Б, В, Г, Е, С и т.д.
Складываясь в слова и строки, буквы создают общее движение слева направо и сверху вниз. Пользуясь возможностями современных программ дизайна и верстки, мы можем придавать тексту дополнительное движение к центру и из центра, по диагонали и даже по кругу.

Изложено по книге - "Типографика", автор Эмиль Рудер.
"Эта книга - плод размышлений сильной Личности и одновременно культурное наследие современности" - так оценил эту книгу Адриан Фрутигер.

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама

Опытный уголовный адвокат проконсультирует при уголовном деле.