.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Вертикали в наборе

Для шрифта и страниц издания свойственно прямоугольное сечение, постольку в наборе преобладают горизонтальные и вертикальные линии. Горизонтальные линии — это строки, которые имеют самодовлеющее значение. Вертикали, наряду с горизонталями, являются основным способом выделения элементов книжного набора. Другие линии чужды текстовому набору и играют незначительную роль (в данном случае мы не говорим об акциденции).

Учитывая особенности набора, можно говорить о горизонтальной и вертикальной его графике. Верстальщику не следует упускать из виду, на скольких вертикалях строится набор. В простейшем случае графические свойства вертикалей используются для выделения из текста таблиц, в которых цифры выравниваются по соответствующим вертикалям. Вертикали оптимизируют чтение, облегчают нахождение нужных строк (например, в оглавлении), абзацев, цитат и пр., дают возможность механично воспринимать однотипные по значимости элементы. Так, перечисления или списки начинаются от некой вертикали, причем каждой категории задается своя вертикаль (рис. 1).


Рис. 1

В сложных случаях надо стараться ограничивать количество вертикалей для облегчения нахождения нужных пунктов. В представленном на рис. 2 примере из сборника задач номера стоят на одной вертикали независимо от того, что относятся к разнородным по построению участкам.


Рис. 2


Рис. 3

На рис. 3 приведен пример неудачного набора предметного указателя, в котором обилие вертикалей создает впечатление неорганизованности, а ведь он должен был облегчить пользование указателем. Верстальщик каждый раз задавал самостоятельный отступ в зависимости от положения предшествующего, повторяемого кавычками слова. Набор, сделанный с однотипным отступом, выглядит более спокойно и будет удобнее для читателей (рис. 4).


Рис. 4


Рис. 5

Неудачен и представленный на рис. 5 набор драматического произведения, в котором отступ вторых строк каждый раз соответствует размеру имени действующего лица. Набор с одинаковым отступом вторых строк выглядит куда более спокойно и логично (рис. 6).


Рис. 6

Обобщая приведенные примеры, можно отметить, что полоса набора выигрывает при минимальном количестве вертикалей. Их число определяется практическими соображениями — необходимостью в наибольшей четкости набора. Неслучайно в наборе существует правило, что абзацные отступы как в основном тексте, так и в сносках надо делать одинаковыми — это уменьшает число вертикалей. Также очевидны ограничения в наборе стихотворных текстов.

Представленный на рис. 7 фрагмент набора выглядит неорганизованно вследствие использования четырех резко подчеркнутых вертикалей. Этот набор будет выглядеть лучше с тремя вертикалями (рис. 8).


Рис. 7


Рис. 8

Вертикали в акциденции

Различные построения «на вертикалях» широко применяются и в акцидентном наборе, в частности в титулах и обложках. В сущности, принципы такого построения и здесь сводятся к разумной минимизации числа вертикалей.

Вертикали как бы рифмуют строки. Чем больше мы имеем «рифмованных» по размерам строк, тем меньше вертикалей.

Столь распространенный на титулах и обложках набор групп строк равными по длине производит благоприятное впечатление текучестью формы, получаемой в результате продолжающихся вертикалей. Связанность, текучесть обусловливают более спокойное, легкое восприятие. Равные по длине стоящие рядом строки создают наиболее простую «рифму» (рис. 9).


Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12

Столь же ясное впечатление обеспечивает «опоясывающая рифма», также часто встречающаяся на титулах (рис. 10). Более сложной будет «перекрестная рифма» строк (рис. 11). Такая «рифма» может иметь ряд вариантов, получаемых при движении одной пары строк относительно другой в ту или иную сторону (рис. 12).

«Рифмование» строк допускает большое количество комбинаций. Приведенные выше схемы, конечно, условны, поскольку строк может быть и больше и меньше.

Среди современных наборных обложек можно найти множество примеров более сложных комбинаций вертикалей. Совпадения, перекликания вертикалей тоже являются элементом, организующим набор. Очевидно, что эта организация должна иметь смысловое значение.


Рис. 13


Рис. 14

На рис. 13 приведен пример организации длинного заглавия книги. Длинная фраза графически расщеплена в соответствии со смыслом.

Рассмотренные примеры подтверждают, что и в акцидентном наборе следует придерживаться некоего разумного минимума вертикалей. Напрашивается сравнение с ограниченным использованием вертикалей в архитектурных строениях: окна, двери и иные элементы зданий в большинстве случаев располагаются на всех этажах по единым совпадающим вертикалям, более широкие подъезды (парадные двери) имеют над собой на всех этажах соответственной ширины окна (рис. 14). Вертикальные линии зданий текут, завершаются, те или иные элементы перекликаются между собой, «рифмуются» (это явление особенно характерно дли кирпичных зданий).

Вертикаль — это элементарный прием набора в самом широком значении этого понятия. Чтение вертикалей должно стать азбукой верстальщика. Если читатель читает набор по горизонтали, воспринимая вертикали механически, то верстальщик должен приучить свой глаз читать набор и в горизонтальном, и в вертикальном направлениях.

Фигуры в акциденции

Закономерно стремление верстальщика связать большое число стоящих рядом, неравных по длине строк путем придания им какой­либо цельной формы с прямолинейными или плавными очертаниями, так как иначе будет доминировать слишком большое число вертикалей. Если это удается, то вместо большого числа неорганизованных вертикалей получается завершенная фигура, скрывающая их. Например, на рис. 15 доминируют плавные линии контура фигуры, но уже не вертикали.


Рис. 15

Наиболее часто для этой цели в наборе применяется фигура «конус». Более сложными являются фигуры, комбинированные из тех или иных простейших геометрических форм, например конус с прямоугольником и т.п.

Набор на титуле или на обложке во многих случаях представляет собой цельную фигуру, прямолинейную или с плавными очертаниями. В прошлом текст на титулах набирали в форме человеческой фигуры, различных предметов и т.п. В такого рода фигурах, как и в рассмотренных выше, организующим элементом является также симметрия (при явственности контуров фигуры), облегчающая восприятие. Однако и в распространенных в настоящее время асимметричных построениях мы также можем наблюдать стремление к более или менее четким линиям и фигурам. Симметричную фигуру можно рассматривать как фигуру с воображаемой, однако подчеркнутой осевой вертикалью (осью симметрии).

Психологи заявляют, что при восприятии наборных композиций (титулов, обложек, фигур и т.п.) читатель сначала обращает внимание не на отдельные их элементы, а на набор в целом как на некоторую форму или образ. Лучшим примером подобного восприятия может служить разглядывание созвездий на небе. Так, Большую Медведицу сначала воспринимают как ковш, который потом разделяют на семь звезд. Рассматривать элементы мы начинаем лишь после того, как охватили взглядом целое. По такому же принципу воспринимаются слова при чтении. Исследование процесса чтения показало, что для прочтения слова или фразы не требуется воспринимать каждую букву и слово — достаточно увидеть только некоторые буквы, остальные же добавляются сознанием на основе имеющегося опыта. Мы часто не замечаем опечатки, потому что воспринимаем печатное слово не в его элементах, а в целом — как единую структуру. Если бы это было не так, то мы бы не пропускали ни одной ошибки.

Плавные линии или фигуры скрывают вертикали, в обычном случае выходящие на первый план. Это дает возможность «успокоить» набор, улучшить его организацию, обеспечить более легкое его восприятие. Глаз должен воспринять его с наименьшим усилием. Правильные геометрические формы воспринимаются проще и легче.

Значение геометрической организованности наглядно иллюстрируют рис. 16 и 17. Первый из них воспринимается с большим трудом, чем второй, не правда ли?


Рис. 16


Рис. 17

* * *

Вертикали в наборе используются для выделения или отделения. Отступы, составляющие абзацную вертикаль, служат для выделения абзацев; отступы для цитат, составляющие определенную вертикаль, — для выделения цитат и т.д. Однако увеличение количества вертикалей затрудняет осознание их смысла и снижает их значение. Вертикали читаются — следовательно, пользоваться ими нужно осторожно, осмысленно.

Выделение с помощью вертикалей для облегчения восприятия используется не только для групп строк, но и внутри таких групп.

При учете числа вертикалей можно не принимать во внимание вертикаль, образующую правую границу текстового набора, так как она является постоянной, и вертикали концевых строк. Если вертикали абзацев, отступов и т.п. представляют собой статичные элементы, то концевые строки находятся в динамическом состоянии. На них останавливается движущийся при чтении слева направо взгляд. Концевые строки не фиксируют взгляда в качестве вертикалей и не имеют вертикальных продолжений (кроме случайных). Набор от левой вертикали рубрик, стихов и т.п. не представляет неудобства для чтения: динамично уходящие в направлении движения глаза, неперекликающиеся окончания строк не беспокоят.

Отметим, что вопрос о минимуме вертикалей существен не только для обычного набора, но и для косого расположения строк, применяемого в наборных обложках, титулах и акциденции.

Правило об ограничении числа вертикалей, как и всякое правило в наборном деле, является ориентирующим указанием технического и практического свойства. Оно не должно быть возведено в непреложный канон, что было бы грубой ошибкой. Например, в табличном наборе мы с удобством пользуемся любым количеством вертикалей. В иных случаях, например при наборе хронологических таблиц, логика набора, содержание и назначение текста могут потребовать любого количества несовпадающих вертикалей.

КомпьюАрт 6'2007

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама