.
i-Type.ru
.
размышления о дизайне и типографике    
.
.
• Начало
• Статьи
• Календарь
• Энциклопедия
• Реклама на сайте

.

Статьи
Внешнее оформление книги. Часть 2

Предметно-тематический тип оформления

В литературе, посвященной книжному оформлению, обычно указываются четыре типа оформления обложки: шрифтовой, орнаментальный, символический и сюжетно­тематический.

Позволю себе выделить еще один тип оформления — предметный. К нему можно отнести оформление книг на обложках, титульных листах, форзацах и прочих элементах, на которых изображен какой­либо объект, несущий информацию о теме книги. Чаще всего такой рисунок играет второстепенную роль, иллюстрируя название, но иногда изображение объекта становится основным, ведущим элементом композиции.

Что же представляет собой этот предметный рисунок, какова его природа и характерные особенности?

В большинстве случаев изображения такого типа не причисляют к художественным образам. Объясняется это тем, что даже лучшие образцы предметно­познавательных изображений не воздействуют на зрителя эмоционально, а дают лишь наглядную информацию. Однако это не дает права отрицать, что предметные изображения познавательного характера относятся к категории художественных изображений.

Создавая полноценное изображение такого типа, дизайнер должен понимать, как художественными методами построить на плоскости трехмерное пространство, уметь конструктивно мыслить, изображая предмет, творчески относиться к композиции и декоративности изображения, чувствовать ритм, масштабы, цветовые гармонии и т.д. Таким образом, налицо художественное отражение действительности, но в большинстве случаев не сложное, как в картине или в сюжетной иллюстрации, а упрощенное. Будучи главным инструментом тематической связи с произведением, предметно­тематическое изображение может иметь различную степень обобщения, быть по­разному построенным, решенным с использованием различных художественных материалов. Решающим фактором, от которого зависит характер предметно­тематического изображения на обложке, суперобложке или форзаце, почти всегда является мера наглядности и достоверности изображения, зависящая от характера издания. Особенно часто предметно­тематические изображения применяются для оформления изданий познавательной литературы: научных и тематических изданий, справочников, определителей, учебников, книг по искусству и т.д. В этом случае изображение строится на принципах точного научного изложения, мера обобщения здесь невелика, ясно выражено стремление к объективному показу факта, к документальности. Поэтому в оформлении научной литературы широко используются фотографии, а декоративность обычно достигается с помощью фона, шрифта и т.п.

Оформление — В.Дурова, 1990
Оформление — В.Дурова, 1990

В предметно­тематическом типе оформления других видов изданий характер изображения меняется. Так, в научно­популярной книге, особенно в детской, учитывается специфика детского и юношеского восприятия. Поэтому «доза информации» о предметных качествах здесь обычно значительно меньше, чем в научной книге, и форма ее передачи иная.

В зависимости от особенностей образного восприятия читателей, предметно­тематическое изображение может упрощаться — предмет освобождается от деталей или приобретает черты, делающие его более декоративным и интересным. Часто изображения такого типа соединяются в сложные композиции, благодаря чему они становятся более содержательными. Такие изображения близки к сюжетно­тематическим образным решениям, применяемым, как правило, при оформлении изданий художественной литературы. Однако в этом нет ничего странного — «перетекание» одной образной характеристики в другую есть следствие их общей художественной природы.

При всех достоинствах предметно­тематической формы выражения она может привести к пассивному, натуралистическому решению. Это происходит чаще всего тогда, когда дизайнер, не вдумываясь в содержание, не выделяя существенных моментов, идет формально по пути «иллюстрирования» темы, причем раскрывает ее поверхностно, иногда прямо отталкиваясь от названия книги. Примеров подобного рода, к сожалению, более чем достаточно, причем чаще всего они встречаются в художественной литературе.

Вспоминается один из курьезов, когда в одном из изданий пьесы А.Н.Островского «Гроза» на суперобложку был помещен рисунок, изображающий грозу как атмосферное явление, — что не только не дало ключа к пониманию произведения, но совершенно исказило представление о нем. Причина неудачного оформления этой книги — желание отразить буквальное образное выражение названия, что в данном случае, конечно, неправильно.

Оформление — В.Шедько, 1992
Оформление — В.Шедько, 1992

Однако научная, научно­популярная литература, книги по искусству, учебники и т.д. вполне допускают пояснение названия прямой иллюстрацией — предметным изображением. Во многих случаях может использоваться фотография, дающая максимальную документальность и точность. При этом ни в коей мере не снимается требование художественности общего решения.

В последние годы стал часто применяться монтаж из нескольких фотографий, благо возможности нынешних графических редакторов это позволяют. Такой способ значительно повышает познавательную ценность внешнего оформления книги, рассказ о ее теме становится емким и занимательным.

Говоря о широком распространении предметно­тематического типа в оформлении познавательной и учебной литературы, я хотел бы подчеркнуть ограниченность изображений такого типа, что, конечно, не является пороком — просто это свойство, вызванное прикладным характером книжной графики.

Символический тип оформления

Символ относится к той категории образных явлений, в которых жизнь отражается преломленной через призму понятий или идей. Это позволяет объединить в одну группу те элементы внешнего оформления книги, которые строятся на символическом отражении связей с содержанием произведения.

Природа символа предусматривает, с одной стороны, иносказательность, возможность ассоциативного домысливания, некоторую метафоричность, а с другой стороны — наличие скрытой под предметной формой идеи или понятия. Особенно четко эти качества символического образа проявляются в поэзии. Широко пользуясь сравнениями, метафорами, поэзия погружает читателя в мир идей и понятий, воспринимаемых по аналогии или ассоциативно. В результате происходит как бы сдваивание образов — чувственного, реально­конкретного и привлеченного по ассоциации из совсем иной сферы.

Существуют, как известно, и графические символы, абстрагированные от реальных предметных форм. Большинство этих символов выполняют служебные функции в различных областях науки, техники, общественной жизни. Таковы математические символы, дорожные знаки, условные топографические обозначения и т.д.

Искусство книги может использовать те или иные качества символа, позволяющие воплощать разнообразные идеи и понятия, прямое чувственно­образное выражение которых затруднено или вовсе невозможно. При оформлении художественной прозы и поэзии дизайнер часто сталкивается с необходимостью выразить сложную мысль и донести ее до читателя. Иногда эта мысль или представление четко сформулировано автором в образной форме, а иногда это вывод из всего написанного и логически (или чувственно) воспринятого.

У Маяковского, например, дан конкретный поэтический образ­символ: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо...» Дизайнер может буквально воплотить его, «вооружив» им обложку книги стихов поэта.

В другом случае, например, при оформлении сборника очерков и рассказов об Америке, идея вытекает из всего содержания. Образная форма ее трактовки находится художником самостоятельно. Один из художников нашел его в изображении плачущей статуи Свободы, из глаз которой выглядывают полицейские.

Символ, как художественный образ, строится либо на очень сильной акцентировке и концентрации важных для выражения темы предметов, отказываясь от описания других предметов, либо на метафоре, на выражении одного понятия через другое. Символы второго типа — метафорические — также широко применялись и применяются в искусстве. Например, «Голубь мира» Пабло Пикассо стал символом, понятным всем.

Широкое использование символических художественных образов в книжной графике объясняется тем, что они могут быть тесно увязаны с литературным содержанием книги, с ее названием. Станковая графика и живопись в этом отношении гораздо более ограничены, потому что зритель воспринимает их непосредственно, предметно. Странным бы показался станковый рисунок, изображающий автоматическую ручку с примкнутым к ней штыком, но на обложке сборника стихов Маяковского он вполне закономерен.

Символические изображения могут состоять из отдельных предметов и групп, могут быть статичными и динамичными, построенными на сюжетном развитии. Степень их условности в каждом конкретном случае определяется индивидуальными качествами. Надо заметить, что одна и та же идея или понятие может получать разную форму символической трактовки, которая всегда должна быть точно рассчитана на определенное воздействие. Без этого расчета символ может потерять свою значимость и превратиться в загадочную картинку, не понятную читателю.

Опасна и другая крайность: злоупотребление широко известными символами, которые, конечно, теряют остроту от частого употребления. В сталинские времена в большом ходу были традиционные символы славы: лавровые ветви, ленты, регалии. Обильно позлащенные, они помещались на обложках самых разнообразных книг независимо от их тематики, поэтому не могли восприниматься как настоящие символические образы. Они становились богатым, красивым, но простым украшением.

В нынешнее время символический образ в книжном оформлении применяется гораздо логичнее. Характерно, что это привело к значительному обогащению изобразительных средств: на книжной обложке можно увидеть и гравюру (или ее имитацию), и фотомонтаж, и различные виды графики.

Наряду с символами в книжном оформлении применяются и эмблемы. Они во многих случаях тоже являются тематическими: якорь — эмблема надежды, чаша со змеей — эмблема медицины и пр. в большинстве случаев эмблема — это официально принятое, традиционно установленное выражение в виде знака. Если символ, как художественный образ, очень широк и подвижен, то эмблема неизменна.

Символическая и эмблематическая формы особенно часто могут применяться для оформления художественно­публицистических сборников, посвященных какой­либо общей теме, то есть там, где сам характер книги заставляет дизайнера идти по пути больших обобщений.

Сюжетно-тематический тип оформления

Сюжетно­тематическое оформление строится на выражении связей с тематической основой произведения при помощи конкретных образов.

Под сюжетом в данном случае подразумевается развитие или возможность действия. Сюжет присутствует и в многофигурной картине или в иллюстрации, где все персонажи находятся в движении и взаимосвязи, и в портрете, дающем глубокую психологическую характеристику внутреннего состояния человека, и даже в натюрмортах и пейзажах, которые могут передавать предметы и природу в движении или в различных состояниях, отражающих определенный эмоциональный строй.

Сюжетно­тематическое изображение — это чаще всего композиционный рисунок, содержание которого может быть самым разнообразным и зависит от того, что извлекает дизайнер из книги. Таким же образом обычно строится книжная иллюстрация, но она, как правило, связывается с каким­то конкретным эпизодом, в то время как сюжетно­тематический рисунок на обложке относится чаще всего ко всему произведению. Это роднит его с фронтисписом, изображение на котором обычно обобщает тему книги.

На обложку и суперобложку, как уже говорилось, могут быть вынесены различные изображения: портрет героя, жанровые сцены, пейзажи и т.п. в условно­обобщенном или, наоборот, в подробном, иллюстративном изложении. Сюжетно­тематический рисунок является наиболее развитым способом связи оформления с литературным произведением. Только он может наглядно и живо отразить содержание произведения, потому что сама художественная литература по своей природе имеет много черт, роднящих ее с образной сюжетно­тематической формой рисунка. Мы с равным правом можем говорить о теме и о сюжете как литературного, так и художественного произведения; устанавливать прямые связи в организации однородных элементов формы, которыми располагают писатель и дизайнер; сравнивать их творческие методы.

Широкие возможности для сюжетно­тематической формы выражения идеи и темы дает детская и юношеская художественная литература. Ясное сюжетное построение, острота характеристик и тематическая определенность — вот необходимые условия для правильного понимания ребенком содержания книги.

В отечественной литературе можно найти множество примеров блестящего оформления книг для детей всех возрастов (правда, по большей части это относится к книгам, выпущенным до перестройки). По ним можно проследить разнообразие сюжетно­тематических изображений в зависимости от задач, которые ставят перед собой дизайнеры, обращаясь к читателям того или иного возраста. Несложное по композиции на дошкольных книжках оформление все более усложняется, разнообразится по мере того, как старше становится читатель, на которого рассчитана книга.

Оформление — М.Калинкин, 2004
Оформление — М.Калинкин, 2004

Оформление книг для детей среднего и старшего возраста, в отличие от изданий для дошкольников, допускает возможность делать более сложные обобщения. Они требуют от дизайнера незаурядной изобретательности и такта в создании максимально убедительных и ярких художественных образов. Если взрослый читатель подчас не нуждается в развернутом сюжетном толковании темы книги, находя достаточно ясный ответ в обобщенной, символической трактовке, то для юного читателя требуются простые и конкретные образы, красноречивые и убедительные.

Совмещение в одной композиции действий, происходивших в разное время, в разных местах, — явление весьма распространенное при сюжетно­тематическом решении. Им широко пользуются дизайнеры, стремящиеся обобщить сюжетную основу книги, заострить внимание читателя на оценке прочитанного.

Сюжетно­тематические изображения чаще всего располагаются на сторонке переплета, обложки или суперобложки, но они могут иногда находиться и на корешке, переходить с лицевой сторонки на заднюю, могут быть даже на форзаце. В зависимости от места расположения меняется емкость сюжетно­тематического изображения, поскольку различны значимость самих элементов и их функция. Так, изображение на форзаце редко бывает развернутым по сюжету, повествовательным. Чаще оно представляет совокупность сюжетных фрагментов, объединенных тем или иным декоративным приемом.

При описании особенностей сюжетно­тематического типа оформления были отмечены только основные его характеристики по отношению к литературному произведению и к типу издания, так как сюжетно­тематическое изображение и его свойства в широком плане изучены достаточно хорошо применительно к иллюстрации. Краткость данного изложения оправданна существованием специальной литературы по этому вопросу.

Заключение

Разобранные нами пять основных типов оформления обложки, разумеется, не охватывают всего многообразия возможных сочетаний различных оформительских средств, которые используются дизайнером книги. Смешанные типы оформления встречаются значительно чаще, чем «чистые», указанные здесь типы. Еще одно важное обстоятельство, которое следует всегда учитывать при анализе конкретных образцов, — это то, что они строятся комплексно. Дизайнер может в своей работе использовать для оформления весь арсенал образных решений, о котором мы говорили, — от шрифта до сюжетно­тематического изображения. При этом он должен чувствовать соотношение возможностей каждого из средств художественного оформления. Решая каждую конкретную задачу, дизайнер находит соподчинение между однородными элементами композиции, выдвигает на первый план ведущий элемент, с помощью которого раскрывает образную связь с содержанием. Взятый изолированно элемент, например переплет, не всегда может убедить читателя, что дизайнер нашел правильное решение. Части книжного переплета должны дополнять друг друга, складываясь в сложный ряд взаимодействующих элементов.

Соединяя различные изображения между собой, дизайнер обязан следить за тем, чтобы не возникло случайных смысловых связей, которые могут исказить замысел. Классическим примером может служить переплет книги, названной по имени героя. Предположим, что под названием романа «Дон Кихот» дизайнер поместил портрет автора — М.Сервантеса. Неискушенный читатель вполне может принять его за рыцаря печального образа. Таких и более сложных примеров ошибочных решений можно привести много.

Очень трудно, а порой и невозможно связать в одной композиции близкие по типу образа элементы: предметное изображение плохо уживается с символическим, символическое — с сюжетно­тематическим. Они мешают друг другу, нарушают всю изобразительную систему.

Если сюжетно­тематический рисунок — портрет героя с глубоко разработанной психологической характеристикой — поместить рядом с предметным изображением человека вообще, то они вступят в противоречие. Сам характер литературного произведения подскажет, какой из этих рисунков больше подходит для данной книги. Например, для научной или научно­популярной книги больше подойдет предметное изображение, а для романа или повести — сюжетно­тематическое.

Разумеется, этот обзор неполон, но хочется надеяться, что он поможет понять связь между тематикой произведения и возможным типом его оформления.

КомпьюАрт 9'2005

i-type.ru
end --›
  Copyright©1998-2010
Nikolay Dubina | Николай Дубина
реклама
Недостаточная звукоизоляция комнаты страница.